ДОРОФЕЙ - Страница 3

В композицию введены два клейма с образами святых – евангелиста Иоанна Богослова и преподобной Матроны, небесных покровителей заказчиков. Иконы такого типа писались в конце ХIХ – начале ХХ в. (Рыбинский музей-заповедник), как правило, на золотом фоне с гравировкой (постройки Югской пустыни передают сложившийся к концу XIX в. архитектурный ансамбль монастыря, известный по гравюрам и фотографиям: белокаменные одноглавая и пятиглавая церкви и четырёхъярусная колокольня с зелёными кровлями и куполами с золотыми главками). Более подробно сооружения обители показаны на фоне небольшой паломнической иконы конца XIX – начала XX в. (частное собрание), более условно, с кирпичной стеной – на иконе второй половины XIX в. (музей Андрея Рублёва) «Явление Юския Пре(святыя) Б(огороди)цы» (руки святого сложены крестообразно. На иконе начала XX в., выполненной в народном стиле в одной из ремесленных мастерских, существовавших в сёлах Ярославской губернии (Рыбинский музей-заповедник) Дорофей изображён в правой части композиции, в тёмной мантии и клобуке, с поднятой для крестного знамения десницей, без вида пустыни (Ярославский музей-заповедник). В последней четверти XIX в. в Югской Дорофеевой пустыни создавались деревянные резные иконы Дорофея (частные собрания в Москве и Ярославле). Фигура преподобного, стоящего на одном колене, в рясе, короткой мантии и невысокой скуфье, с окладистой бородой и длинными прядями волос, с лучеобразным позолоченным нимбом, икона Божьей Матери в сиянии из тонких лучей, облачный сегмент в левом верхнем углу вырезаны из дерева. Крона дерева составлена из коротких еловых или других веток. Детали композиции укреплены на фоне из серебристой или окрашенной в мягкий зелёный цвет фольги и помещены в киот с орнаментированной рамкой (тиснёная фольга и тонкие спирали из древесной стружки). На оборотной стороне киота подобной иконы (Ярославский художественный музей) находится датированная надпись чернилами: «…Племяннику пошехонскому куп(цу?) Антонию Васильевичу и племяннице Марье Дмитриевне Серебряковым от родного дяди… (Юг?)ской Дорофеевской пустыни казначея иеромонаха Флавиана посылается сия икона Божией Матери февраля 19 дня 1889 года. Югская Дорофеева пустынь». В конце XIX – начале XX в., как полагают исследователи, по заказу Югской Дорофеевой пустыни в Ростове были изготовлены живописные эмали с изображением Дорофея. Типичным примером является небольшая финифтяная икона в металлическом окладе с характерными штампованными херувимами по углам (частное собрание, Ярославль) – молящийся святой представлен справа, среди деревьев с необычными пирамидальными кронами, а также образок того же времени. В виде традиционной иконы в раме и деревянном киоте оформлен финифтяный образ Дорофея конца XIX – начала XX в. (музей-заповедник «Ростовский кремль») – центральная и четыре угловые эмалевые дробницы с избранными святыми размещены в тонко проштампованном орнаментированном окладе из фольги. Редкой иконографической особенностью является изображение Дорофея в рост, стоящим перед иконой.



 
PR-CY.ru