Словарь по христианству Д ДИОНИСИЙ, Димитрий

ДИОНИСИЙ, Димитрий

ДИОНИСИЙ, Димитрий (1362/1363 – 1437 гг.) – Глушицкий, основатель и первый игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря и Глушицкого Сосновецкого во имя Иоанна Предтечи мужского монастыря, основатель Глушицкого женского монастыря во имя святителя Леонтия Ростовского, преподобный (память 1 июня и в третью неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых). Основными источниками сведений о Дионисии являются его Житие и «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря», составленное Паисием (Ярославовым) в последней четверти XV в.; в «Сказании...» Дионисию посвящены главы «О преподобном Дионисии Глушицком» и «О Дионисии, глушицком игумене». Повествование Жития начинается с поселения Дионисия на Кубенском озере; автор Жития не был знаком с произведением Паисия (Ярославова), в котором сообщаются сведения о происхождении преподобного и его жизни до основания им покровского монастыря. Отдельные текстуальные совпадения между Житием и «Сказанием...» Василий Осипович Ключевский объяснял тем, что игумен Паисий располагал источниками, которые легли в основу Жития Дионисия. Кроме того, о Дионисии говорится в Житиях преподобных Амфилохия Глушицкого (XVI в., извлечение из Жития Дионисия) и Григория Пельшемского (XVI в.; фрагмент, относящийся к Дионисию, извлечён из Жития Дионисия). Богатое фактическим материалом Житие Дионисия было написано в 1495 г. диаконом Глушицкого Покровского монастыря Иринархом на основе монастырских записей летописного характера и рассказов учеников святого (преподобных Амфилохия и Макария Глушицких, а также Михаила), автор был свидетелем многих чудотворений от гробницы преподобного. Житие известно более чем в 80 списках, из них не менее 37 – XVI в. Ни один из списков не передаёт в точности текст диакона Иринарха. В них читаются четыре полные древнерусские редакции Жития (Основная, представленная наибольшим числом списков, Минейная и Краткая минейная редакции, встречающиеся только в Четьих-Минеях, Сокращённая, известная в одном списке), две редакции Нового времени и значительное число проложных редакций и вариантов. Наиболее близкие к первоначальному тексту Основная и Минейная редакции, независимо друг от друга к нему восходящие, были составлены, как полагают исследователи, в начале XVI в. Один из наиболее древних списков Основной редакции датируется 1520 гг. Работа над наиболее ранним, Софийским экземпляром Великих Четьих-Миней, в котором содержится Житие Дионисия, велась в 1530 гг. Житие Дионисия включено также в Минею XVI в. домакариевского состава. Основная и Минейная редакции во многом совпадают по содержанию, отличаясь друг от друга составом и композицией. Основная редакция включает похвальное Слово, Минейная редакция – два похвальных Слова (первое, совпадающее с Похвальным словом Основной редакции, по мнению исследователей, было уже в первоначальном тексте). В Основную редакцию входит предисловие, в Минейную добавлен развёрнутый заголовок, по сути, представляющий собой второе предисловие. Три списка Основной редакции содержат приписку с указанием на время и место создания Жития, в зашифрованном виде в приписке названо имя автора («Иринарх диакон»).

 



 
PR-CY.ru