Словарь по христианству Д ДАБРО-БОСАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

ДАБРО-БОСАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

ДАБРО-БОСАНСКАЯ ЕПАРХИЯ (Дабро-Боснийская) Сербской православной церкви (СПЦ). Объединяет приходы СПЦ на территории центральной части Федерации Боснии и Герцеговины и восточной части Республики Сербской (Босния и Герцеговина). Кафедра в городе Сараеве. Митрополит – Николай (Мрджа), на кафедре с 1992 г. Епархия поделена на наместничества: Сараевское, Гораждско-Вишеградское, Травникско-Зеницкое, Фочанское. Имеет 72 храма и 47 приходов. В клире епархии 65 священнослужителей. Действуют монастыри Добрун и великомученика Георгия в Равна-Романии, восстанавливается монастырь Возуча (конец XIV в.). Дабро-Босанская епархия – преемница Дабарской епископии, которую основал Савва I в 1219 г. с кафедрой в монастыре Баня под Прибоем. В XII – первой половине XV в. православие в Боснии из-за сильных позиций богомильства и католицизма не было широко распространено. В помянник монастыря Святой Троицы близ города Плевля (современная Черногория) внесены имена нескольких «епископов Дабарских» XIII – начала XIV в., но исследователям неясно, была их кафедра в монастыре святителя Николая в Дабаре или в Дебрском (Дебарском) монастыре (Македония). С титулом «епископ Босанский» упоминается Василий (1291 – после 1293 гг.), который был главой сербского посольства в Венецию по поводу женитьбы сына короля Драгутина Владислава на Констанце Морозини. В одном из поздних акафистов как преемник св. Саввы назван епископ Гавриил (XIII в.) с эпитетом «кроткий». При короле Твртко I (1353–1391 гг.) кафедра Дабарской епископии была перенесена в монастырь Милешева и повышена в ранг митрополии. Дефтер 1485 г. сообщает, что в Сараеве в тот период было 42 мусульманских, 103 христианских и восемь домов, принадлежавших выходцам, вероятно, католикам, из города Дубровник. К XV в. относится строительство Старой церкви во имя св. Архангелов в Сараеве, при которой в 1539/1540 г. уже действовала сербская школа (закрыта в конце XIX в.). Далее епископы, диоцезы которых могли находиться на территории современной Боснии и Герцеговины, не упоминаются до 1532 г., когда митрополит Босанский Марк подписал синодальный акт Охридской архиепископии. После турецкого завоевания Дабарский митрополит стал управлять православными на всей территории Боснии и Герцеговины и частично Далмации и получил титул «митрополит Дабро-Босанский и экзарх всей Далмации». Имя епископа Дабарского Варлаама (резиденция в монастыре Баня) внесено около 1557 г. в Сопочанский помянник. В 1573 г. как «митрополит Дабро-Босанский, Зворникский, Клисский и целой Далмации» упоминается Симеон. 15 мая 1575 г. в Бане умер митрополит Иосиф, который занимал кафедру после митрополита Никанора. Его преемник «митрополит Дабро-Босанский, Клисский и Ликский» Гавриил (Аврамович; 1575–1588 гг.) перенёс кафедру в монастырь Рмань на границе Боснии, Хорватии и Далмации, а затем был вынужден уйти на территорию австрийской Хорватии. С его именем связывают основание монастыря Гомирье и обновление монастыря Марча, что подтверждает распространение юрисдикции этого диоцеза на некоторые районы Далмации и Хорватии. После его ухода в австрийские земли, в 1578 г., упоминается митрополит Петроний.

 



 
PR-CY.ru