Словарь по христианству Д ДИОНИСИЙ, Ралли-Палеолог, Раллис

ДИОНИСИЙ, Ралли-Палеолог, Раллис

ДИОНИСИЙ, Ралли-Палеолог, Раллис (ум. после 1617 г.) – митрополит Сучавский и Молдавский (май-сентябрь 1600 г.). Родился на острове Крит, грек по национальности, связан родственными узами с византийскими императорскими фамилиями Кантакузинов и Палеологов. Был хорошо образован, являлся сторонником и вдохновителем борьбы за освобождение православных народов Балкан от османского ига. Во второй половине XVI в. рукоположён во митрополита Тырновского. Входя в окружение Константинопольского патриарха Иеремии II Траноса (1572–1579, 1580–1584, 1586–1594 гг.) во время его последнего патриаршества, Дионисий, как и предстоятель, был сторонником вовлечения России в борьбу против Османской империи. Присутствовал на Константинопольском соборе 1590 г., созванном патриархом Иеремией II, на котором было признано учреждение Московского патриаршества. Митрополиту было поручено возглавить посольство в Москву и доставить соборную грамоту ко двору русского царя Фёдора Ивановича. Дионисий провёл несколько месяцев в России. В 1596–1598 гг. был одной из центральных фигур разветвлённого международного заговора во главе с Павле Джорджичем, купцом из Дубровника, по подготовке в османском тылу выступления сербов и болгар. Заговорщики подталкивали к активным военным действиям императора Священной Римской империи Рудольфа II Габсбурга (1576–1612 гг.), трансильванского князя Сигизмунда Батори и валашского господаря Михая Храброго. Они ставили целью объединить силы христианских народов в борьбе против османов, чтобы превратить так называемую Долгую войну (1593–1606 гг.) между Османской и Габсбургской империями в общее противостояние христиан исламскому натиску на Европу. Но восстание 1598 г. в Болгарии потерпело поражение. Дионисий, низложенный турками с кафедры Тырновской митрополии, как и значительная часть его паствы, ушёл в Валахию вместе с войсками Михая Храброго, а затем перешёл вместе с валашским господарем в Молдову. Он стал одним из ближайших советников господаря Михая Храброго. После того как Михай в мае 1600 г. стал также и молдавским господарем, он пригласил Дионисия занять освободившуюся митрополичью кафедру. Прежний митрополит Георгий и ряд епископов отправились вместе со свергнутым господарем Иеремией Мовилэ в Польшу, отказавшись вернуться в страну при новом правителе. Церковный Собор в Сучаве, в котором участвовали четыре иерарха-грека и два епископа-русина, 2 июня 1600 г. утвердил Дионисия «Предстоятелем пресвятой Сучавской митрополии» и низложил оставивших свои кафедры архиереев, уполномочив Дионисия хиротонисать новых «согласно обычаю и церковным канонам» (Филофея на Романскую кафедру и Анастасия (Кримку) на Рэдэуцкую). В сентябре 1600 г. Михай потерял трон, и Иеремия, опираясь на помощь поляков, вновь стал господарем, Дионисий был вынужден оставить Молдавскую кафедру. В сентябре 1603 г. Дионисий вместе с болгарским самозванцем Шишманом III, якобы потомком тырновских государей, который был выдвинут митрополитом в ходе восстания 1598 г., прибыл в Россию как посол Рудольфа II и пробыл там около года, пытаясь подвигнуть московское правительство на войну с османами. Начавшаяся Смута сорвала миссию Дионисия, и он отбыл в габсбургские владения.

 
PR-CY.ru