ДИОНИСИЙ, Прозоровский Дмитрий Дмитриевич

ДИОНИСИЙ, Прозоровский Дмитрий Дмитриевич (1870–1937 гг.) – архиепископ Ростовский-на-Дону. Из многодетной семьи священника. Детство прошло в бедности, рано лишился отца. Окончил Симбирское духовное училище (1880 г.) и Самарскую духовную семинарию (1891 г.). Был определён на должность псаломщика при храме села Кротовка Самарского уезда с исполнением должности учителя церковноприходской школы. В 1892 г., после женитьбы рукоположён во иерея к той же церкви. Вскоре овдовел и в 1894 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В период обучения в академии принял монашеский постриг с именем Дионисий. В 1898 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Определён в Рижскую духовную семинарию преподавателем Священного Писания. В 1900 г. по подозрению в сочувствии свободомыслию среди учеников переведён инспектором в Благовещенскую духовную семинарию. 26 ноября 1901 г. возведён в сан архимандрита, назначен ректором Благовещенской духовной семинарии. Входил в «миссионерский кружок» Приамурского и Благовещенского епископа Никодима (Бокова), участвовал вместе с ним в диспутах с представителями сектантов; редактор «Благовещенских епархиальных ведомостей» (1904 г.). В 1905 г. в связи с напряжёнными отношениями губернатора и епископа Никодима Дионисий как сторонник архиерея был удалён из Благовещенска и определён на службу при Святейшем Синоде с проживанием в Александро-Невской лавре. Служил под началом Санкт-Петербургского и Ладожского митрополита Антония (Вадковского), который возглавлял движение по возрождению в церкви соборности и восстановлению патриаршества. Принял активное участие в протесте духовенства против нападок со стороны крайне правых политических сил на митрополита Антония. В конце 1906 г. назначен на должность настоятеля астраханского во имя Иоанна Предтечи мужского монастыря. В январе 1907 г. по поручению Астраханского и Енотаевского архиепископа Георгия (Орлова) и астраханского губернатора Дионисий подготовил речь перед выборами членов второй Государственной думы. В ней он осудил левые политические силы, разрушавшие государство, уничтожавшие традиции и веру через распространение в обществе ложных понятий о свободе, призвал избрать в члены Государственной думы таких людей, «которые в случае необходимости не побоялись бы мученичества за веру, Царя и Отечество» (при советской власти эта речь послужила основанием для обвинений Дионисия в «борьбе против революционного движения»). В то же время вопреки требованиям губернатора он отказался от участия в монархических организациях. По настоянию обер-прокурора Синода в середине 1907 г. назначен ректором Якутской духовной семинарии. Служил в суровых условиях, отличался редкой щепетильностью в отношении казённого имущества, заботился об учащихся. За общение с политическими ссыльными и «неугождение» к местным властям попал у них в немилость и в 1911 г. по ходатайству митрополита Антония (Вадковского) переведён, хотя и с понижением в должности, инспектором Архангельской духовной семинарии. 6 августа 1912 г. хиротонисан во епископа Петровского. Хиротонию, состоявшуюся в саратовском Спасо-Преображенском монастыре, возглавил Саратовский и Царицынский епископ Алексий (Дородницын).

 



 
PR-CY.ru