Словарь по христианству Д ДИОНИСИЙ, Звенигородский Лупа Даниил Васильевич

ДИОНИСИЙ, Звенигородский Лупа Даниил Васильевич

ДИОНИСИЙ, Звенигородский Лупа Даниил Васильевич, князь (ум. в конце 1538 г.) – постриженик и ученик Иосифа Волоцкого, библиофил. Был четвёртым сыном волоцкого землевладельца князя Василия Глебовича Звенигородского (не Владимира Глебовича, как ошибочно пишут Александр Александрович Зимин, Руфина Петровна Дмитриева и др.). Семья Дионисия была тесно связана с Иосифовым Волоколамским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырём, её представители известны как вкладчики обители. В 1503 г. в синодик Волоколамского монастыря были записаны родители Дионисия, как полагают исследователи, его отец принял там постриг с именем Адриан. Дионисий был пострижен в монашество преподобным Иосифом. В Волоколамском монастыре он сблизился с будущим митрополитом Даниилом и монахом Нилом (Полевым), который, как и Дионисий, происходил из боярского рода, служившего в Волоколамском уделе. Иноков объединял интерес к истории и книгам. В начале XVI в. в актах, связанных с хозяйственной деятельностью Волоколамского монастыря, имя Дионисия не встречается, нет сведений и о его денежных или земельных вкладах в обитель. Согласно посланию Нила (Полева) к кирилло-белозерскому монаху Герману (Подольному), ученику Нила Сорского, к 1509 г., когда между Иосифом и Новгородским архиепископом Серапионом произошёл конфликт, автор данного письма и Дионисий «оуже тогда много время» не жили в Волоколамском монастыре. С согласия Иосифа оба инока покинули обитель между 1505 и 1508 гг. и поселились в разных пустынях среди «заволжских старцев», вблизи от Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В послании Нила (Полева) и в «Письме о нелюбках старцев Кириллова и Иосифова монастыря» сообщалось, что бывшие волоцкие монахи обнаружили среди «заволжских старцев» ересь, о чём в начале 1509 г. сообщили при посредничестве Иосифа властям. Однако в результате вмешательства влиятельного при дворе Вассиана (Патрикеева), покровительствовавшего нестяжателям, Дионисий и Нил (Полев) из обвинителей превратились в обвиняемых. Они были арестованы, подверглись наказанию, пустыни, где жили и были сожжены. Бывших волоцких монахов поместили в Кириллов Белозерский монастырь, где они, по словам Иосифа, «в велицей нужи многи скорби претерпеша». Иосиф пытался защитить своих пострижеников, действуя через покровителей в великокняжеской думе. Дионисий и Нил (Полев) были оправданы, по-видимому, на Соборе 1509 г., где сторонники Иосифа одержали победу над архиепископом Серапионом, который был лишён кафедры.

 



 
PR-CY.ru