Словарь по христианству Д ДИОНИСИЙ, Жабокрицкий Дмитрий

ДИОНИСИЙ, Жабокрицкий Дмитрий

ДИОНИСИЙ, Жабокрицкий Дмитрий (ум. не позднее 1715 г.) – епископ Луцкий. Родился в шляхетской семье, известной своим покровительством Почаевскому в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырю. Отец Дионисия был православным, мать – католичкой. Дмитрий Жабокрицкий учился в Краковской академии, служил земским писарем в Луцке и подстаростой в Кременце, способствовал обновлению и обустройству кременецкого Богоявленского братства. В 1695 г., после смерти Луцкого епископа Афанасия (Шумлянского), Дмитрий Жабокрицкий был избран Луцким епископом при активной поддержке луцкого братства и волынской православной шляхты. Его кандидатура устраивала и российские, и польские власти. 13 августа 1695 г. Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому) была направлена царская грамота с приказом после монашеского пострига хиротонисать Дмитрия Жабокрицкого во епископа Луцкого, 6 сентября того же года Дионисий в связи с назначением на кафедру получил поздравительную грамоту от польского короля Яна III Собеского. Однако хиротония Дионисия натолкнулась на канонические препятствия. В миру он был женат на вдове (что является препятствием к принятию священного сана), ходили слухи о его втором браке. Противником Дионисия выступил Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), который также получил от короля ставленую грамоту на Луцкую кафедру. По требованию епископа Иосифа дело Дионисия рассматривалось в Киеве. Митрополит Варлаам (Ясинский), несмотря на благожелательное отношение к Дионисию, отказался возглавить его хиротонию и созвал Собор киевского духовенства, состоявшийся 20 сентября 1695 г. Собор признал несоответствие кандидатуры Дионисия православным канонам, но ввиду бедственного положения православия на Правобережной Украине и угрозы захвата Луцкой епархии униатами постановил ходатайствовать перед патриархом Московским и всея Руси Адрианом о разрешении Дионисию принять сан. Митрополит Варлаам и гетман Иван Степанович Мазепа направили в Москву прошения о хиротонии Дионисия, однако 6 ноября 1695 г. патриарх Адриан, посовещавшись с Сарским митрополитом Тихоном (Воиновым), Суздальским митрополитом Иларионом и Коломенским архиепископом Никитой (Тотемским), в просьбе отказал. Под давлением просителей с Украины в декабре того же года патриарх направил ещё одно письмо митрополиту Варлааму и И.С. Мазепе с объяснением причин отказа, но 27 декабря обратился к Константинопольскому патриарху Каллинику II (и, как полагают исследователи, к Иерусалимскому патриарху Досифею II) с просьбой соборно решить этот вопрос. Ответ был написан в мае 1696 г. патриархом Досифеем, который категорически отверг возможность хиротонии. Основываясь на этом послании, патриарх Адриан в третий раз написал митрополиту Варлааму об отказе, но просьбы со стороны польских и украинских светских властей на этом не прекратились. В частности, в 1698 и в 1701 гг. король Август II Сильный просил царя Петра I ходатайствовать перед патриархом Адрианом о поставлении Дионисия. Не рассчитывая законным путём выиграть дело и не получив ответа из Константинополя, Дионисий решился на крайние меры. В 1696 г. он был рукоположён во диакона, затем во иерея неким епископом, якобы присланным Константинопольским патриархом. Затем Дионисий обратился с просьбой о епископской хиротонии к Сучавскому митрополиту, а после его отказа – к Мармарошскому епископу Иосифу (Стойке), местоблюстителю Белградской митрополии. Тот приехал в Луцк и 7 февраля 1702 г. совершил епископскую хиротонию Дионисия. Архиерейство Дионисия не было признано ни в Москве, ни в православной Луцкой епархии.

 



 
PR-CY.ru