«ДЕКЛАРАЦИЯ» 1927 г. - Страница 6

Подобное требование со стороны Московской патриархии прозвучало впервые, но и оно лежит в русле тех оценок, которые давал патриарх Тихон поведению и заявлениям политического характера определённой части зарубежного духовенства, ставившего под удар Московскую патриархию и российскую паству. Содержащаяся в «Декларации» жёсткая критика политических выступлений зарубежного духовенства получила крайне негативную оценку в кругах церковной эмиграции. Однако историк Дмитрий Владимирович Поспеловский, который в целом оценивает деятельность патриарха Сергия позитивно, хотя и не без разного рода оговорок, в связи с этим местом в «Декларации» замечает: «...Полной лояльности можно требовать только от граждан данной страны, а заграничное духовенство состояло или из белых эмигрантов, не являвшихся гражданами СССР (о чём было объявлено Советским правительством специальным декретом), или из русских меньшинств, большинство из которых были уже гражданами стран, в которых они проживали». С юридической точки зрения это замечание справедливо, но речь шла о церковной ответственности эмигрантского духовенства, естественно не связанного никакими обязанностями с советским правительством, за последствия политических выступлений его деятелей для церкви в СССР, и без того находившейся в крайне трудном положении. Во всяком случае, соответствующее требование «Декларации» оказалось приемлемым для Управляющего западноевропейскими приходами митрополита Евлогия (Георгиевского) и возглавляемого им духовенства. Он воспринял требование о лояльности всего лишь как призыв воздерживаться от политических выступлений и дал подписку, в которой выразил именно такое понимание границ затребованной от него лояльности. Этот ответ признан был Заместителем Местоблюстителя и Временным Синодом вполне приемлемым. После издания «Декларации» Высшее церковное управление получило от государственных властей в августе 1927 г. уже постоянную официальную легализацию. Обретение Московской патриархией в СССР официального правового статуса дало повод для признания митрополита Сергия временным главой Русской церкви со стороны восточных патриархов. 21 октября Иерусалимский  патриарх Дамиан (1897–1931 гг.) и 12 ноября Антиохийский  патриарх Григорий IV (Хаддад; 1906–1928 гг.) отправили соответствующие послания митрополиту Сергию. 7 декабря к Заместителю Местоблюстителя обратился Константинопольский патриарх Василий III (1925–1929 гг.), до того признававший канонической властью Русской церкви лишь обновленческий Синод. Патриарх Василий III призвал митрополита Сергия к примирению с обновленцами ради восстановления единства церкви. «Декларация» привела к освобождению значительного числа репрессированных клириков. 7 октября 1927 г. митрополит Сергий подал в ОГПУ заявление с просьбой об амнистии, сокращении сроков заключения или облегчении участи священнослужителей, осуждённых вследствие нелегального положения в прошлом патриаршей церкви. После этого произошло возвращение из мест заключения и ссылок несколько сот священнослужителей, в том числе архиереев: Курского архиепископа Иувеналия (Масловского), епископов Новоторжского Захарии (Лобова) и Лужского Мануила (Лемешевского).

 



 
PR-CY.ru