«ДЕКЛАРАЦИЯ» 1927 г. - Страница 11

Церковные деятели, выступившие с критикой «Декларации», делали это по разным причинам. Одни, недовольные частыми перемещениями архиереев с кафедры на кафедру и их увольнениями по требованию властей, считали, что митрополит Сергий пошёл слишком далеко по пути компромисса, хотя в принципе и сами понимали необходимость добиваться нормализации отношений между церковью и советским правительством. Другие выступили против митрополита Сергия и изданной им и Временным Синодом «Декларации» потому, что не видели нужды торопиться, надеясь, что пройдет ещё некоторое время, и политическая ситуация в стране решительно изменится и всё вернётся на круги своя. Третьи в исключительно трудных условиях исполнились апокалиптической тревоги и уже не считали важным делом сохранение церковной структуры; готовы были уйти в катакомбы. Между тем митрополит Сергий главную цель церковной политики видел в том, чтобы сохранить для многомиллионной российской паствы православные приходы и храмы, сохранить духовенство, не поставить православный народ перед жёстким выбором между катакомбами и обновленческой схизмой. Митрополита Сергия и членов Временного Патриаршего Синода, издавших в 1927 г. «Декларацию», поддерживало значительное большинство российского епископата, в том числе такие церковные деятели, как митрополиты Михаил (Ермаков), Никандр (Феноменов), священномученики Серафим (Чичагов) и Евгений (Зёрнов). Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Пётр (Полянский) в двух письмах, адресованных своему Заместителю, хотя и с оговорками, согласился с неизбежностью его церковной политики и, что особенно важно, подтвердил полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Верейский архиепископ Иларион (Троицкий), авторитет которого в церковной среде был особенно высок, написал из Соловецкого лагеря письмо с осуждением отделившихся от митрополита Сергия. Касаясь в этом письме, составленном из-за лагерной цензуры иносказательно, вынужденных переводов и увольнений архиереев, он заметил: «Что и других переводят, так что ж делать, поневоле делают, как им жить дома нельзя. Прежде по каким пустякам должность меняли – и ещё рады были, а теперь заскандалили». В настоящее время «Декларация» является лишь одним из документов церковной истории, отражающим события 1920 гг. Характерная для той эпохи стилистика, умолчание о гонениях, воздвигнутых государственными властями на церковь, не должны набрасывать тень на исповедническое служение митрополита Сергия и других авторов обращения 29 июля 1927 г. До известной степени «Декларация» сохраняла актуальность и в последующие времена существования советского режима с его официальным атеизмом и дискриминацией церкви и всех вообще религиозных общин. В советский период священноначалие Русской церкви, архипастыри и пастыри в официальных выступлениях ссылались на «Декларацию» как на акт, положения которого оставались основополагающими принципами отношений Русской православной церкви к Советскому государству. После падения коммунистической системы «Декларация» утратила актуальность, о чём с церковной стороны на самом высоком уровне не раз было заявлено уже в 1991 и 1992 гг. В настоящее время Русская церковь в отношениях с государством руководствуется «Основами социальной концепции РПЦ», положения которых, подчёркивающие независимость церкви, во многом принципиально отличаются от идей «Декларации», составленной в условиях гонений, когда вопрос стоял о выживании легальной церковной структуры, ради сохранения которой и был издан этот акт. Однако сама форма «Декларации» – документа, лишённого регламентирующего характера, являющегося не определением или постановлением, а именно декларацией, делает излишним постановку вопроса о его отмене или дезавуировании.



 
PR-CY.ru