«ДЕКЛАРАЦИЯ» 1927 г.

«ДЕКЛАРАЦИЯ» 1927 г. – один из исторически важных актов Высшего управления Русской православной церкви (РПЦ), официально изданный как «Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода архипастырям, пастырям и всем верным чадам Всероссийской Православной Церкви». Название «Декларация» вошло в обиход в ходе полемики, разгоревшейся после появления данного документа, и закрепилось затем в церковно-исторической литературе. Принятие «Декларации» было вызвано чрезвычайно сложными условиями, в которых оказалась церковь в СССР в 1920 гг. Гражданские власти официально считали руководством РПЦ лидеров обновленчества, отказываясь признавать законность существования высшего и епархиального управления патриаршей церкви. При отсутствии официальной регистрации правящих архиереев и епархиальных советов само их существование рассматривалось властями как незаконное и служило основанием для репрессий. Одним из главных требований, которым власти обусловливали предоставление патриаршей церкви легального статуса, было издание её предстоятелем заявления, подчёркивающего лояльность к Советскому государству и осуждающего его противников, прежде всего, враждебный по отношению к руководству СССР Синод Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Первоначальный проект подобного документа был направлен в НКВД 10 июня 1926 г. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), который подал его вместе с просьбой о легализации Высшего церковного управления: о регистрации канцелярии Заместителя Местоблюстителя и епархиальных советов, о разрешении проводить архиерейские Соборы, издавать церковный журнал. Одновременно проект обращения к всероссийской пастве был разослан и по епархиям. В этом проекте подчёркивалась лояльность церкви к государственной власти, но в отличие от обновленческих манифестов не затушевывалась пропасть между атеистическим материализмом (официальной идеологией правящей коммунистической партии) и христианством. Отделение церкви от государства интерпретировалось как гарантия невмешательства церкви в политику, а государственной власти – во внутрицерковные дела. В соответствии с постановлением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. в проекте обращения говорилось о том, что политическая деятельность отдельных верующих – это их частное дело, церковь же должна оставаться вне политики, и поэтому высшая церковная власть не может нести ответственность за политические выступления своих членов, в том числе и церковных деятелей-эмигрантов. Как констатировалось в проекте, «всякое духовное лицо, которое не пожелает признать своих гражданских обязательств перед Советским Союзом, должно быть исключено из состава клира Московского Патриархата и поступает в ведение заграничных поместных православных Церквей, смотря по территории... Отмежевавшись таким образом от эмигрантов, мы будем строить свою церковную жизнь в пределах СССР совершенно вне политики». Проект вызвал одобрение в церковной среде, однако правительственные органы сочли его совершенно неудовлетворительным.

 



 
PR-CY.ru