Словарь по христианству Д ДАВИД, Нащинский Даниил

ДАВИД, Нащинский Даниил

ДАВИД, Нащинский Даниил (1720–1793 гг.) – архимандрит, переводчик. Из семьи казака. В 1736–1737 гг. был учеником грамматического класса Киево-Могилянской академии. Проявил особый интерес к восточным языкам: помимо обязательного древнееврейского выучил также арабский и халдейский (сирийский) языки. Обучался за счёт Киевского архиепископа Рафаила (Заборовского), пользовался его покровительством. Как один из наиболее талантливых студентов был отправлен за границу для продолжения образования. Обучался в Магдебургском университете, слушал лекции в Кёнигсбергском университете, где сильное влияние на него оказал Фридрих Христиан Баумейстер (после возвращения в Россию Даниил Нащинский состоял с ним в переписке). В начале 1747 г. вернулся в Киев, окончил академию и был определён в ней учителем грамматического класса, с 1748 г. – учителем синтаксимы, затем немецкого и греческого языков и др. С 1752 г. преподавал философию по учебнику Ф.Х. Баумейстера, что не одобряли его коллеги. Нововведением в академии были читаемые им лекции по русскому языку, а также курсы русской риторики и пиитики (ввёл преподавание силлабо-тонического стихосложения). В преподавании, которым занимался Даниил Нащинский до ноября 1755 г., использовал опыт своего учителя Псковского архиепископа Симона (Тодорского), который ему покровительствовал. Также исполнял обязанности конгрегационного и академического префекта. В 1750 (1751?) г. в Киеве принял монашеский постриг. В 1755 г. Давид был возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем слуцкого во имя Святой Троицы мужского монастыря, находившегося на территории Речи Посполитой. После кончины архимандрита Манассии (Максимовича) 2 июля 1758 г. был избран на должность ректора Киево-Могилянской академии, назначен настоятелем киевского Братского в честь Богоявления монастыря и преподавателем богословия. В основу своего курса Давид положил «Исповедание» Иоанна Дамаскина. Учил студентов работать с первоисточниками, допуская критическое к ним отношение и ознакомление с иными направлениями богословской мысли. Пытался коренным образом изменить учебный процесс, но появились многочисленные жалобы на него со стороны преподавателей, прежде всего, иеромонаха Самуила (Мстиславского; впоследствии Киевский митрополит), претендовавшего на должность ректора. В ответ Давид писал «доношения», с января 1759 г. резко сократил количество пропитания, выдаваемого из монастыря учителям, что вызвало новую волну недовольства. Из-за этого конфликта Киевский митрополит Арсений (Могилянский) 12 декабря 1759 г. отменил все преобразования Давида, отстранил его от преподавания богословия «за его пред другими недостаточность» и 10 февраля 1760 г. уволил из академии. 16 января 1761 г. Давид был назначен настоятелем Гамалеевского Харлампиева монастыря Черниговской епархии. Со свойственной ему решительностью стремился упорядочить жизнь обители, вступил в столкновение как с братией, так и с епархиальным начальством. Конфликт завершился в феврале 1767 г. церковным судом над Давидом. Он обратился за помощью к архимандриту Платону (Левшину; впоследствии Московский митрополит) и Григорию Александровичу Потёмкину, в результате чего его дело было оставлено без последствий.

 



 
PR-CY.ru