ДОБРОМИР

ДОБРОМИР – имя двух иконописцев XVI в. в Валашском княжестве. Добромир из Тырговиште работал в первые десятилетия XVI в. Мог быть валахом с правого берега Дуная или сербом. Как полагают исследователи, прибыл в Валахию, подобно многим его соотечественникам, приняв приглашение Елены (Деспины), супруги господаря Нягое Басараба. В 1515 г. он с мастерами Житианом и Станчу расписал церковь монастыря Дялу, в 1519 г. с мастерами Думитру и Хыртопом – церковь монастыря Бистрица (современный жудец Вылча; росписи не сохранились). Росписи Добромира украшали также храм монастыря Куртя-де-Арджеш, ставший господарской усыпальницей. Работа над фресками велась в правление господаря Раду де ла Афумаци с 1526 до 1529 гг. Среди них выделялся портрет ктитора Нягое Басараба; рядом с ним на фоне двуглавого византийского орла изображены господарь Мирча Старый и сербский князь Лазарь. Фрески неоднократно переписывались и при реставрации в 1875–1885 гг., которую проводил французский архитектор А. Леконт дю Нюи, были уничтожены. Удалось спасти лишь несколько фрагментов (ныне в Национальном музее искусства Румынии; отреставрированы после 1990 г.). Икона мастера «Святитель Николай» (1517 г.) – древнейшая среди известных исследователям румынских икон. Стиль сохранившихся работ Добромира близок к стилю памятников палеологовского искусства. Иконописец более позднего времени получил прозвище Молодой. В 1564 г. по заказу ворника Неделко Бэлэчану он расписал нартекс церкви монастыря Тисмана. Сюжеты для росписи заимствованы им из Синаксаря. Добромир Молодой был также автором росписей церкви монастыря Снагов (1563 г.). Его манера письма отличается экспрессивностью и динамизмом, характерными для западноевропейской живописи.

 
PR-CY.ru