ДАВИД

ДАВИД (ум. до 1398 г.?) – архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, по преданию, духовник Литовской великой княгини Иулиании Александровны, в 1349–1377 гг. супруги великого князя Литовского Ольгерда. Как настоятель Киево-Печерского монастыря Давид упоминается в древнейшем помяннике Киево-Печерской лавры (список конца 1480 гг.) и в списке архимандритов, изображённых в интерьере Великой церкви Печерской (список XVIII в., как полагают исследователи, документ складывался в течение долгого времени, возможно, с XV в., в настоящее время утрачен). Время настоятельства Давида в Киево-Печерском монастыре определяется приблизительно: ранее 1377 – ранее 1398 гг. Первой датой исследователи считают кончину великого князя Ольгерда (24 мая 1377 г.), последней – упоминание в 1398 г. киево-печерского архимандрита Феодосия. Согласно ряду литературных источников конца XV – начала XVI вв., Давид по просьбе великой княгини Иулиании крестил язычника Ольгерда. Впервые это предание отразилось в созданном, как полагают исследователи, в 1510 гг. «Послании о Мономаховом венце» бывшего Киевского митрополита Спиридона (Саввы). Согласно «Посланию...», великая княгиня Иулиания уговорила мужа в конце жизни принять крещение, при этом он получил имя Александр. Затем Ольгерд (Александр) принял от Давида монашеский постриг с именем Алексий. В конце XV – начале XVI вв. данное предание было зафиксировано в «Родословии литовских князей». По свидетельству Киево-Печерского помянника, в крещении по православному обряду Ольгерд получил имя Димитрий. Известие о крещении Ольгерда вошло в научную литературу. Приведённые свидетельства противоречат известию современника Давида – Германа Вартберга, капеллана ливонского магистра (о похоронах Ольгерда, во время которых по языческому обычаю наряду с другим имуществом было сожжено 18 боевых коней). По мнению исследователей, предание, отразившееся в «Послании» Спиридона (Саввы), приписало Ольгерду некоторые детали биографии его внука – Александра (Олелько) Владимировича, четвёртого сына великого Киевского  князя Владимира (Василия) Ольгердовича. Князь Александр перед смертью принял схиму с именем Алексий и, как и отец, был похоронен в Киево-Печерском монастыре. Киево-Печерский помянник, как полагают исследователи, смешивает Ольгерда с его сыном Дмитрием. Несмотря на это, тесная связь между Киево-Печерским монастырём и литовскими князьями в конце XIV – начале XV вв. несомненна. Во второй половине XIV в. был восстановлен монастырский Успенский собор, в 1390 гг. ставший одной из главных усыпальниц правившей в Литовском великом княжестве династии: в 1392 г. здесь была похоронена скончавшаяся в Киеве вдовствующая великая княгиня Иулиания Александровна (в «Послании» Спиридона (Саввы) ошибочно сообщается о её погребении рядом с супругом в церкви Богородицы в Вильно), зимой 1397 г. – киевский князь Иоанн (Скиргайло) Ольгердович, между 1398 и 1399 гг. – бывший великий Киевский  князь Владимир (Василий) Ольгердович. В некоторых агиографических трудах XIX – начала XX вв. упоминается «преподобный Давид Печерский», однако у исследователей нет достаточных оснований отождествить этого преподобного с Давидом. В современном Соборе Киево-Печерских святых «преподобный Давид» отсутствует.

 
PR-CY.ru