Словарь по христианству Д ДАВИД

ДАВИД

ДАВИД (VI в.) – епископ Меневии (современный Сент-Дейвидс), святой (память в Западной церкви 1 марта). Почитается как святой покровитель («апостол») Уэльса. Имя Давида впервые упоминается в короткой надписи из церкви в Ллантеуи-Бреви (первая половина VII в.). Самые ранние сведения о нём встречаются в ирландском месяцеслове Энгуса и Таллахтском месяцеслове (первая половина IX), а также в «Перечне ирландских святых» (IX–X вв.). О Давиде сообщается в Житии св. Павла Аврелиана (IX в.), «Анналах Камбрии» (X в.), некоторых англосаксонских литаниях и календарях X–XI вв. В валлийской поэме «Пророчество о великой Британии» (первая половина X в.) Давид уже представлен как небесный покровитель Уэльса, воплощение патриотической гордости и военной доблести валлийцев. В 1090 гг. Ригиварх, сын Сулиена, епископ Сент-Дейвидса, составил Житие святого, содержащее сомнительные и легендарные сведения (сохранились в переработке середины XII в.). Житие Ригиварха легло в основу позднейших биографий и преданий о Давиде. На рубеже XII–XIII вв. Гиральд Камбрийский написал второе, более пространное, Житие Давида. Достоверные сведения о Давиде скудны. Ученик св. Илтуда и суровый аскет, прозванный за постническую жизнь Водохлёбом (лат. Aquaticus), он считается основателем епископской кафедры в Меневии (Юго-Западный Уэльс). Рассказ о деятельности Давида в качестве миссионера и основателя монастырей относится к более позднему времени. Его епархия, как полагают исследователи, охватывала область Дивед, ирландскую колонию в Уэльсе, поэтому легенды о дружбе Давида со многими ирландскими святыми, возможно, отражают действительные связи между церковными иерархами Британии и Ирландии в VI в. Давиду приписывается авторство отрывков из «покаянной книги» (пенитенциалия), в которых определяется размер епитимьи, налагаемой на клириков и мирян за различные грехи. Эти отрывки (Excerpta quedam de libro Dauidis) датируются VI в. Сохранившиеся до настоящего времени Жития Давида составлены в период борьбы епископов Меневии за главенствующее положение в церкви Уэльса и независимость от архиепископской кафедры Кентербери. Они отличаются обилием легендарных сведений, призванных показать знатность (хронист Гальфрид Монмутский называет Давида дядей легендарного короля Артура) и исключительную святость Давида, якобы уже при жизни признанного архиепископом всей Британии. Сообщается, что Давид был рукоположён во епископа в Иерусалиме, и на мифическом церковном Соборе валлийские иерархи признали его авторитет. Многие чудеса, описанные в Житиях, демонстрируют духовную связь между Давидом и чтимыми ирландскими и валлийскими святыми, в том числе св. Патриком, просветителем Ирландии, который якобы за 30 лет предсказал рождение Давида. Согласно Житию Ригиварха, Давид происходил из знатной семьи Западного Уэльса. Отец, принц Сант, сын короля Кардигана, по преданию, просил руки Нонны, дочери местного вождя. Ему было отказано, т.к. девушка хотела стать монахиней, но Сант не смог сдержать своего влечения и совершил над ней насилие. Св. Нонна ушла из семьи и во время сильной бури на берегу моря родила сына. По преданию, в этот момент в скалу ударила молния и разбила её на две части.

 



 
PR-CY.ru