ДОБРОВЭЦ

ДОБРОВЭЦ – село и монастырь в 40 км к юго-востоку от города Яссы (Румыния), где находится церковь в честь Сошествия Святого Духа 1503–1504 гг. Этот храм является последним, основанным молдавским господарем Стефаном Великим (1457–1504 гг.). В конце XIV в. здесь уже существовал монастырь Преображения Господня, которому в 1499 г. господарь пожаловал три села в долине реки Добровэц. 27 апреля 1503 г. был заложен каменный Свято-Духовский храм второго монастыря, о чём свидетельствует сохранившаяся надпись на его западной стене справа от входа. В октябре того же года обители были дарованы великим господарем пять близлежащих сёл. В 1607 г. господарь Симеон Мовилэ (1606–1607 гг.) построил рядом с церковью Святого Духа небольшой храм, где был похоронен умерший в том же году его сын Павел. Храм рухнул в 1986 г., но в 1992 г. был восстановлен; по формам он близок к главной церкви монастыря. В 1651 г. молдавский господарь Василий Лупу с согласия митрополита Варлаама подчинил обитель афонскому монастырю Зограф. В 1743 г. в монастыре была построена монументальная восьмигранная трёхъярусная надвратная колокольня, в среднем ярусе которой была устроена небольшая церковь св. Георгия. В 1863 г. монастырь был упразднён. Монастырь действовал в 1930–1948 гг. В 1990 г. Священный Синод Румынской православной церкви принял решение возродить монастырь как женский, затем он стал мужским. Прямоугольная в плане церковь (32х8 м) традиционна для храмов Молдавского княжества и восходит к собору Нямецкого монастыря (1497–1498 гг.): это триконх с обширным нартексом, а также с помещением для погребений между наосом и нартексом – так называемой грóпницей, где похоронены Анастасия, жена господаря Богдана III (1504–1517 гг.), и представители семейства Раковицэ. С востока храм имеет полуциркульную апсиду, боковые же конхи снаружи не выявлены. Барабана и купола нет, т.к. над зданием возвышается кровля с большим выносом, понижающаяся над апсидой. Среди близких параллелей монастырской церкви в молдавской архитектуре XV–XVI вв. – церковь монастыря Арборе (1503 г.) на Буковине, построенная одним из бояр Стефана Великого. Стены храма укреплены шестью контрфорсами. По верхней части стен вокруг всего храма идёт фриз из двух рядов полуциркульных в завершении ниш, причём нижние в два раза шире верхних. Немногочисленные оконные проёмы имеют готические формы. В XVIII в. храм перестроили: возвели три массивные главы на цилиндрических барабанах, тесно поставленные в ряд; фасады оштукатурили. В 1975 г. в результате проведённой реставрации храму вернули первоначальный облик. Храм расписан в 1527–1531 гг., в правление господаря Петра Рареша (1527–1538 гг.). Для фресок характерна экспрессивность рисунка и строгая утончённость цветовой гаммы, фрагментарно появляется цвет, близкий к прозрачному синему в росписях церкви великомученика Георгия Победоносца монастыря Воронец (1547 г.). В конхе алтаря помещён образ Богоматери с Младенцем Христом, ниже – «Евхаристия»; в наосе – Страсти Господни (особенно выделяются «Отречение апостола Петра» и «Метание жребия о ризе»). В росписях погребальной камеры отражена тема мученичества, представленная сюжетами настенного минология, впоследствии ставшего художественным образцом для других молдавских церквей. Присутствуют также характерные для монастырских храмов композиции «Лествица преподобного Иоанна», «Чудо святого Саввы Освященного» и др. В отличие от обычных вотивных композиций, представляющих семейство ктитора, здесь есть изображение неких трёх юношей. По мнению историка Николае Йорги, это образы господарей Стефана Великого (в руках держит модель церкви), его наследника Богдана III Слепого и Петра Рареша. На правителях богатые парчовые одеяния, их главы увенчаны коронами. В 1930 г. росписи были промыты, и удалены более поздние слои живописи.

 
PR-CY.ru