Словарь по христианству Д ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА

ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА

ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА (Хроника Псевдо-Дионисия Телль-Махрского; Хроника Зукнина) – всемирная хроника на сирийском языке, охватывающая события от Сотворения мира до 774 г. н.э. Сохранилась в Ватиканской библиотеке в единственной рукописи без начала и конца. Ещё шесть листов того же кодекса хранятся в Британской библиотеке. Листы из Ватиканского и Лондонского собраний представляют собой палимпсест, содержащий фрагменты Септуагинты. Рукопись датируется IX в., выполнена сирийским письмом эстрангело. Как полагают исследователи, она была написана в монастыре Зукнин близ Амиды (современный Диярбакыр, Турция), а в 932 г. принесена в сирийский монастырь св. Девы Марии в Нитрийской пустыне в Египте. Там в 1715 г. её обнаружил и приобрёл для Ватиканской библиотеки Иосиф Симон Ассемани. В 1839–1842 гг. тот же монастырь посетил Генрих Таттам, передавший в библиотеку Британского музея оставшиеся шесть листов рукописи. Впервые большие отрывки из хроники Дионисия были опубликованы Ассемани в «Восточной библиотеке». Во втором томе он приписал авторство хроники Дионисию Телль-Махрскому, Антиохийскому сиро-яковитскому патриарху (818–845 гг.). Свою атрибуцию учёный ничем не подтвердил, в тексте ссылки на Дионисия отсутствуют. Имелось лишь упоминание Григория Бар Эвройо о том, что патриарх Дионисий написал хронику, цитаты из которой Григорий приводит в своей «Книге хронографии». Впрочем, эти цитаты не встречались в хронике Дионисия, и поэтому Ассемани был вынужден предположить, что Дионисием Телль-Махрским были подготовлены две редакции хроники: одна, представленная в хронике Дионисия, была составлена им до избрания на патриаршество, а другая – после. Данное мнение господствовало в науке до 1890 гг., когда оно было опровергнуто Ф. Но, указавшим на «Хронографию» Илии Нисибинского (неизвестную Ассемани), где также цитируется сочинение патриарха Дионисия. Обнаруженные цитаты не находили соответствия в хронике Дионисия, однако согласовались с приведёнными у Бар Эвройо. Ни Бар Эвройо, ни хронист Михаил Сириец не знали ни «Эдесскую хронику», ни «Хронику» Иешу Стилита, сохранившиеся только в составе хроники Дионисия, что также должно было свидетельствовать против тождественности хроники Дионисия с хроникой патриарха Дионисия. К тому же мнению независимо от Ф. Но пришёл и Теодор Нёльдеке. По его замечанию, автор хроники Дионисия сообщает, что довёл изложение событий до 774–775 гг., в то время как Дионисий был поставлен патриархом лишь в 818 г. и написал свою хронику ближе к концу жизни (ум. в 845 г.).

 



 
PR-CY.ru