ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ

ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ, Иаков бар Салиби (ум. в 1171 г.) – сиро-яковитский митрополит, богослов и писатель, одна из центральных фигур так называемого Сирийского Возрождения (XII–XIII вв.). Родился в Мелитине (ныне Малатья, Турция), был ритором и диаконом в родном городе, до епископства носил имя Иаков. Получил известность после того, как в числе прочих вступил в полемику с Мардинским епископом Иоанном, отрицавшим действие Промысла в ниспослании бедствий (на фоне жестокой борьбы за Эдессу мусульман с крестоносцами в 1144 и 1146 гг.), и написал против него трактат (не сохранился). Епископ счёл недопустимым принять критику от лица диакона и подал на него жалобу патриарху Афанасию VIII (1138–1166 гг.), который, не вникая в суть дела, осудил Иакова. Однако после обращения Иакова в Синод патриарх был вынужден ознакомиться с сочинением, в результате чего не только снял с автора запрещение, но и возвёл его в 1154 г. во епископа Мараша (древняя Германикия; ныне Кахраманмараш, Турция). В следующем году Дионисий бар Салиби принял управление епархией Иераполя (Маббуг, ныне Манбидж, Сирия), как полагают исследователи, сохраняя за собой и первую кафедру, поскольку в 1155–1156 гг. был взят в плен при захвате армянами Мараша, но сумел бежать. После смерти патриарха Афанасия Дионисий бар Салиби принял участие в избрании его преемником Михаила Сирийца, с которым его сближал интерес к литературной деятельности и которому при его интронизации он произнёс похвальную речь, вошедшую впоследствии в чин поставления яковитских архиереев. В свою очередь, патриарх Михаил высоко ценил Дионисия бар Салиби, называя его «светилом своего поколения», и уже в 1166 г. перевёл его на митрополию Амиды (ныне Диярбакыр, Турция), от которой тот отказывался при патриархе Афанасии. Здесь Дионисий бар Салиби скончался и был погребён в церкви Пресвятой Богородицы, которую незадолго до этого отреставрировал. Как у большинства сирийских авторов этого периода, значительную часть творений Дионисия бар Салиби составляют компилятивные и экзегетические труды. Ему принадлежат комментарии почти на все библейские книги, в основном, суммирующие толкования Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Моисея бар Кефы и Дарского епископа Иоанна.

 



 
PR-CY.ru