Словарь по христианству Д ДИГЕСТЫ

ДИГЕСТЫ

ДИГЕСТЫ (от лат. – разделяю, распределяю, упорядочиваю, подробно излагаю) – общее значение – деятельность или результат деятельности по распределению, упорядочению предварительно накопленного материала; в юридической литературе – название обобщающих, упорядоченных сборников различного содержания, которые начиная с I в. создавали известные римские юристы. Первые Дигесты написал Алфен Вар (консул 39 г. до н.э.), обобщив в них ответы (responsae) своего учителя Сервия Сульпиция Руфа, касавшиеся гражданского права. Дигесты Квинта Cервилия Сцеволы (II в. н.э.) представляли собой сборник ответов на отдельные правовые вопросы по различным казусам. Дигесты Цельса Младшего (II в.) и Сальвия Юлиана (II в.) посвящены римскому праву в целом, как частному, так и публичному. Дигесты Марка Ульпия Марцелла (II в.) разъясняли источники римского права. Наиболее известные и единственные сохранившиеся Дигесты составлены по указанию императора Юстиниана I Великого в середине VI в. (см. «Дигесты» Юстиниана). Признаки Дигест как литературного жанра остаются предметом полемики. Одни учёные рассматривают их как полное систематизированное собрание сочинений одного или нескольких авторов (Теодор Моммзен, Ольга Васильевна Карлова). Другие убеждены, что Дигесты юристов I в. до н.э. – I в. н.э. были составлены позднее, чтобы выделить и упорядочить основные идеи и решения (Герберт Пернице). Третьи отмечают, что как таковые Дигесты – это сборники Ауфидия Намуза (I в. до н.э.) и Юстиниана, в то время как наиболее важные для истории римского права Дигесты Цельса, Юлиана, Марцелла, Сцеволы представляют собой авторские произведения – переработки собственного материала (П. Йорс). Исследователи допускают также, что главным критерием Дигест является не характер текстов сборника, а сама его структура, упорядоченность материала. В этом смысле Дигесты предстают, прежде всего, как разделённая на части единая система или курс римского права. Сравнение сохранившихся фрагментов Дигест классических юристов указывает на наличие в них некоего общего плана. Сначала материал излагается по порядку преторского эдикта, затем в определённой последовательности рассматриваются институты гражданского, уголовного и процессуального права, а также другие вопросы публичного права. Исследователи полагают, что, скорее всего, после Цельса римские юристы стали называть Дигестами произведения, в которых предполагалось изложить всё позитивное право по определённой системе. Во II–III вв. такой подход применялся при написании не только Дигест, но и других юридических сочинений (quaestiones, responsae, sententiae), исключая «Дигесты» Юстиниана.

 
PR-CY.ru