ДИБЕЛИУС Мартин - Страница 2

Основной темой работ Мартина Дибелиуса всё же является вопрос о долитературных формах существования евангельского материала – «метод анализа форм». В 1919 г. он издал программную работу о долитературной истории евангельского материала «Анализ форм Евангелия». Метод подразумевает анализ перикоп, составляющих синоптическую традицию с точки зрения жанровой формы этих перикоп, а также восстановление истории синоптической традиции до её письменного закрепления в Евангелиях. Исходным пунктом в этом анализе для него была характеристика тех общин, в которых, по его мнению, возникло предание об Иисусе Христе. Далее Мартин Дибелиус анализировал процесс собирания и редактирования этого материала в Евангелии от Марка, выявляя богословскую концепцию евангелиста. Он полагал, что материал воспоминаний о Христе переплавлялся в «малые единства», принимавшие те жанровые формы, что уже существовали в культуре словесного творчества раннего иудаизма и эллинизма. Поэтому, по его мнению, изучение устной традиции «может основываться лишь на предпосылке, согласно которой форма этих малых единств содержит некоторую информацию об их происхождении, а история долитературного предания развёртывается по определённым законам», неподвластным воле людей, фиксирующих это предание. Таким образом, Евангелия были составлены из «единиц предания», каждое из которых имело своё «место в жизни» церкви. Согласно Мартину Дибелиусу, решающим моментом в возникновении и развитии традиции является проповедь первых христиан – «единственная существенная функция этих общин, ожидавших скорого конца света; так удаётся найти «место в жизни» для первых элементов предания». В книге он реконструирует сначала содержание проповеди, а затем, исходя из результатов этой реконструкции, «место в жизни» для различных жанров предания. Реконструкция основывается на «ранних» миссионерских проповеднических речах из Деян. 2; 3; 10; 13. Мартин Дибелиус полагал, что самая ранняя форма предания – парадигма (т.е. пример, образец), краткий рассказ (логия), снабжённый повествовательной рамкой и сохранивший речение или действие Иисуса Христа. По его теории, возникновения и развития синоптической традиции, такие тексты использовались в первохристианской проповеди как примеры, демонстрирующие мессианское служение Христа, например, логия об исцелении парализованного (Мк. 2:1–12). Синоптические парадигмы Мартин Дибелиус сравнивал с античным жанром хрии, т.е. с афоризмом, снабжённым указанием на ситуацию, в которой он был произнесён.

 



 
PR-CY.ru