ДИБЕЛИУС Мартин

ДИБЕЛИУС Мартин (1883–1947 гг.) – немецкий протестантский библеист и богослов. Богословское образование получил в Невшателе (Швейцария), Лейпциге, Тюбингене и Берлине. В 1905 г. в Лейпциге сдал первый богословский экзамен и в том же году, защитив подготовленную в Тюбингене под руководством библеиста Иоганна Фридриха Германа Гункеля (1862–1932 гг.) работу о «Скинии Яхве», получил степень доктора философии. Переехал в Берлин, где преподавал религию и немецкий язык в школе; в 1908 г. получил лиценциат в области теологии на основании работы об иудейской и эллинистической ангелологии во время служения апостола Павла. В 1909 г. защитил диссертацию по Новому Завету. С 1910 по 1915 г. был приват-доцентом в Берлинском университете. В 1915 г. Мартин Дибелиус был приглашён ординарным профессором в Гейдельбергский университет и оставался в этом университете до конца преподавательской деятельности. Убеждённый демократ, в период национал-социализма Мартин Дибелиус не шёл на политические компромиссы, так что в 1938 г. гестапо лишило его на некоторое время паспорта. Ряд работ Мартина Дибелиуса посвящён вопросам религиозного влияния на библейское Предание других ближневосточных традиций. В исследовании о скинии Яхве, которая понималась им как пустой трон Бога, он подчёркивает, что при реконструкции подобного утраченного культового объекта «последнее слово должно быть за историей религии». Анализируя религиозно-исторический контекст представлений апостола Павла об ангельском мире, Мартин Дибелиус утверждал, что в этот период понятие о посреднике между Богом и миром имело своим источником вавилонскую и египетскую космологию. Но хотя он и признаёт, что апостол находился под некоторым влиянием восточной космологии и иранского дуализма, всё же настаивает, что эти влияния оставались периферийными и не затрагивали основной мысли апостола Павла. Так, внешние формы мифа о схождении и восхождении Избавителя апостол использует просто как метафору, чтобы выразить свои христологические идеи. В 1917 г. Мартин Дибелиус издал монографию о древних мистериальных культах и их отношении к жизни ранних христиан («Die Isisweihe bei Apuleius und verwandte Initiationsriten»), в которой, исследуя религиозный фон служения апостола Павла (почитание стихий мира в эллинистической религиозности), показывает исключительность и превосходство христианства над его противниками – новообращёнными в религию мистериальных культов (в случае общины в Колоссах). В комментариях к малым Посланиям и к пасторским Посланиям апостола Павла Мартин Дибелиус особенно подчёркивает религиозно-исторические связи и обращает внимание на христианизацию иудейской традиции нравственной проповеди (особенно в 1 Фесс. 4:1; Кол. 4:1; 1 Тим. 3:1). Влияние чуждого религиозного и паренетического материала и его христианизацию он показывает также в многочисленных экскурсах в комментарии на «Пастыря» Ерма. Богословские плоды таких религиозно-исторических исследований наиболее заметны в лекциях «Новый Завет и история религий», где Мартин Дибелиус не только отвергает «альтернативу, не происходит ли что-нибудь из иудаизма или эллинизма», но и подчёркивает, что «прежде всего нужно знать то, что именно было заимствовано, чтобы быть в состоянии понять, что особенного это заимствование хотело сказать в связи с христианской верой».

 



 
PR-CY.ru