ДЖВАРИ - Страница 4

Вслед за Джвари были построены храмы подобного типа в Мартвили, Атени, Шуамте, Дранде, Чамхуси. В Армении к вышеназванному типу относятся храмы в Аване, св. Рипсимии в Вагаршапате, Таргмачанц, Адиаман, Арамус. Рельефы занимают особое место в решении оформления фасадов. Местоположение храма определило концентрацию рельефов только на его восточном и южном фасадах, тогда как другие оставлены практически без декора, поскольку западный фасад виден только издали, с противоположного берега реки Арагви, а северный скрыт Малым храмом. Три рельефа с образами ктиторов храма, предстоящих Христу, создают единую трёхчастную композицию и располагаются над приставками окон в центральной части трёхгранного выступа восточной апсиды. Фигуры выполнены высоким рельефом. На плите, расположенной в центре композиции, высечен коленопреклонённый перед Спасителем эрисмтавар Степаноз I. Свободное пространство между фигурами заполнено шестистрофной надписью заглавными буквами: «Крест Спасителя, Помилуй Степаноза, Патрикиоса Картли». На плите левой грани фасада алтаря представлен брат Степаноза I, князь Деметре, также в коленопреклонённом молении, с протянутыми к Христу руками; выше – образ парящего архангела Михаила, чьи опущенные крылья как бы осеняют Деметре в знак покровительства. С обеих сторон фигуры князя высечена надпись: «Святой Архангел Михаил, предстательствуй Випатосу Деметре». Фигура Деметре превосходит по размерам фигуру Степаноза I. На правой грани фасада алтарной апсиды архангел Гавриил представляет Спасителю эрисмтавара Адарнерсе. Коленопреклонённая фигура небольшого размера перед Адарнерсе – его сын, Кобул-Степаноз (впоследствии эрисмтавар Степаноз II). Руки Адарнерсе указывают на сына, о котором он молит Спасителя. Изображения сопровождаются надписями: «Святой Архангел Гавриил, предстательствуй Випатосу Адарнерсе»; «Кобул-Степаноз, сын Адарнерсе». Ктиторы представлены в украшенных орнаментами по подолу платьях ниже колен и накидках с ложными рукавами, в сапогах без каблуков с высокими голенищами. Эта типичная одежда правителей и вельмож раннехристианского Картли изображается во многих памятниках изобразительного искусства. Рельефы на восточном фасаде Джвари представляют единую композицию, связанную содержанием и художественным решением. Её смысловым и композиционным центром является фронтальная фигура Спасителя, которой подчинены остальные. Жестикуляция боковых фигур (ангелов и ктиторов) направлена к Спасителю; ангелы-покровители как бы представляют ктиторов Спасителю. Ещё один объединяющий элемент иконографии – изображение парящего ангела с трубой в руках, что, вероятно, указывает на общую идею – моление ктиторов о предстательстве за них Христа в час Второго пришествия. Таким образом, тема величия Христа, как правило, являющаяся программной композицией декора алтарного пространства, в Джвари была вынесена на фасад восточной апсиды. Трёхчастная композиция вызывает прямую ассоциацию с формой триптиха. Возможно, автор был вдохновлён структурой триптиха, переработав образец, сообразуясь с художественными принципами монументального искусства и формами экстерьера храма.

 



 
PR-CY.ru