ДЖВАРИ - Страница 3

В соборе Ниноцминда (VI в.) за счёт появления экседр между рукавами креста наблюдается последующее усложнение и увеличение пространства этого типа храма: купол храма опирается не только на их стены, но и на уступы межрукавных помещений. В храме Джвари сделан следующий шаг в указанном направлении, который привёл к возникновению так называемого типа Мцхетского Джвари, вписанного тетраконха. В плане храма Джвари рукава креста с четырёх сторон заканчиваются апсидами, а между рукавами размещены близкие к квадрату четыре пастофория, вход в которые осуществляется через небольшие ниши (три четверти круга) на стыках рукавов креста. Западный и восточный апсиды имеют вимы. Полусферический купол храма опирается на стены рукавов и на уступы межрукавных ниш креста посредством тромпов, расположенных в три яруса. Подобное усложнение обычного тетраконха увеличило размеры храма (длина Джвари около 22,3 м, ширина около 19 м, высота внутри около 22 м), а изолированные межрукавные помещения приобрели разные функции. Восточные пастофории служили жертвенником и диаконником. Надпись над входом в юго-западный пастофорий сообщает, что он предназначался для женщин (на что указывает и отдельный вход с юга). Северо-западный, очевидно, был отведён для светских правителей или духовенства. Расположение западной части храма непосредственно над обрывом обусловило расположение входов по короткой оси («север-юг»). Благодаря идеальному сочетанию пропорций внутреннее пространство храма воспринимается как единое целое – от пола до купола, в скуфье которого – изображение большого рельефного креста (сохранились фрагменты, датируется не ранее XI–XII вв.). Непосредственно под ним располагался восьмигранный пьедестал (сохранились фрагменты) с чудотворным крестом. В организации внутреннего пространства храма особая роль отведена системе освещения, интенсивностью которого обозначены основные и второстепенные элементы интерьера. Подкупольное пространство освещается четырьмя окнами, алтарная апсида – тремя, тогда как в западной и южной апсидах расположено по окну, а в северной – только дверной проём. Пастофории имеют по окну, ниши, соединяющиеся с основным пространством, не имеют независимого источника освещения. Исследователи предполагают, что в конхе апсиды была мозаика, аналогичная по иконографии мозаике Малого храма, но следов её не осталось. Во внешнем облике храма подчёркнута крестообразность: трёхгранные апсиды рукавов креста не только выступают за линию стен пастофориев, что выявлено разделяющими пастофории и апсиды глубокими нишами, но и значительно выше их. Скаты кровель над пастофориями следуют направлению скатов кровель над вимами, чем акцентирована продольная ось «восток-запад». Купол имеет восьмискатную кровлю криволинейных очертаний, система тромпов под ним оформлена снаружи восьмигранным барабаном. Архитектурные достижения Джвари обусловили дальнейшее распространение этого типа храма в Грузии и Армении.

 



 
PR-CY.ru