ДЕЧАНЫ - Страница 7

Интерьер Дечан отличается применением строгой, математически рассчитанной модульной системы, позволяющей добиться соразмерности и гармоничности частей. Благодаря тому, что стены за счёт использования крестовых сводов лишены опорной функции, были расширены оконные проёмы и порталы, увеличены площадь и высота (до 28 м) интерьера, его обозримость и освещённость. Восприятию пространства в целом способствует и использование тонких мраморных колонн. Мраморными плитами выложен пол храма, в центральной части наоса он декорирован розеткой. Мрамор использован также в декоре игуменского престола, алтарных преград, престолов, надгробий и др. Во внешнем облике собора подчёркнута базиликальная протяжённость. Наос перекрыт 2-скатной кровлей с понижением над узкими нефами-парекклисионами. Цилиндрический барабан, перекрытый полусферическим куполом, покоится на кубическом основании. Нартекс несколько ниже и уже (на ширину нефов-парекклисионов) наоса, также покрыт 2-скатной кровлей с понижением над боковыми нефами. По мнению исследователей, образцом для композиции объёмов собора мог быть храм Святой Троицы в Сопочани (около 1260 г.). Совпадают и элементы композиции фасадов – разбивка плоскими лопатками, «ползучие», так называемые ломбардские арочки под карнизами, оформление барабанов. В то же время в Дечанах романо-готический элемент заметно усилен. Весь храм облицован чередующимися горизонтальными поясами желтоватых и розоватых мраморных плит. Под пяты «ползучих» арочек подведены скульптурные консоли, тимпаны двойных и тройных окон, помещённых в арочные ниши, заполнены скульптурой, дверные проёмы, расположенные с западной, северной и южной сторон нартекса, оформлены перспективными порталами. Скульптурный декор подчинён архитектуре и органично размещён в аркадных фризах, у окон и порталов, в люнетах, на столбах и в интерьере. Значение храма как местопребывания Бога и образ новозаветной скинии символически подчёркнуты в многочисленных фигурах ангелов, людей, мифологических персонажей, животных, рельефных орнаментах с аканфом и лозой. По мнению исследователей, прототипом скульптуры в Дечанах, выполненной под влиянием романского искусства и сменяющей его готики, мог служить декор храма монастыря Студеница, тип оформления апсидальной трифоры которого повторён в Дечанах. Трёхмерные скульптурные изображения близки по иконографии к византийским образцам. Так, в люнете над северным порталом помещён процветший крест, над южным – «Крещение Господне», над западным – Христос Пантократор на престоле между двумя ангелами, в люнете западной трифоры – Георгий Победоносец, поражающий дракона. Роспись собора, как полагают исследователи, была начата в 1338–1339 гг. и окончена не позднее конца августа 1348 г., о чём свидетельствуют две надписи в нартексе и наосе. По обширности и разработанности иконографической программы роспись поздневизантийской и средневековой сербской живописи не сопоставима ни с одной из храмовых декораций византийского мира. Всего представлено около тысячи отдельных фигур святых и сюжетов, объединённых более чем в десять циклов.

 



 
PR-CY.ru