ДЕЧАНЫ - Страница 6

В настоящее время братия занимается иконописью, резьбой, овощеводством и животноводством. Монастырский комплекс, строительство которого продолжалось с 1327 по 1335 гг., включает каменные соборный храм (1334/1335 гг.), трапезную, ограду с надвратной башней, кельи и подсобные помещения. Близ монастыря расположено кладбище с фундаментом разрушенной 3-конховой церкви. Строители комплекса (кроме главного храма), мастер Георгий и его братья Доброслав и Никола, работали ещё при отце короля Стефана, короле Милутине. За работу им было пожаловано село рядом с монастырём, включённое по их просьбе в монастырские владения. Из сооружений мастера Георгия лучше всего сохранилась трапезная, представляющая собой обширное прямоугольное в плане здание с апсидой, внутри которой сохранился каменный стол перед игуменским престолом. Снаружи трапезная украшена арками на неглубоких пилястрах. Здания, особенно корпуса келий, не сохранились в первоначальном виде или были заменены позднейшими постройками. Собор был построен по проекту мастера Вита Трифунова, настоятеля церкви св. Девы Марии францисканского монастыря и прокуратора монастыря св. Франьо в Которе (сведения об архитекторе, ктиторе и времени строительства храма сообщает надпись, выбитая над южным порталом). Собор Дечан отличается монументальностью объёмов и изысканностью декоративного решения, удачным соединением сербской, византийской и романо-готических форм. Объёмно-пространственное решение собора – сочетание увенчанного куполом наоса с обширным нартексом, в архитектуре которого подчёркнута ось «запад-восток», – следует традициям рашской школы сербской архитектуры, у истоков которой стоял храм Богородицы Евергетиды в Студенице (1183–1196 гг.) и завершением которой стал храм в Дечанах. Но в отличие от большинства построек рашской школы наос собора представляет собой крестово-купольный храм. Этот тип постройки стал ведущим для поздневизантийской архитектуры и использован в заказанных королём Милутином храмах Богородицы Левишки в Призрене (1306–1307 гг.) и Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Грачаница (около 1315 г.). Купол собора опирается на четыре столба сложного сечения. Собор имеет три небольшие полуциркульные апсиды, непосредственно примыкающие к наосу. Алтарь расположен в центральной апсиде и примыкающем к ней восточном компартименте центрального нефа. В северо-восточном компартименте наоса размещён парекклисион Богородицы, юго-восточный полностью изолирован и имеет лишь наружный вход. Северо-восточный и юго-восточный компартименты перекрыты полуцилиндрическими сводами, все остальные ячейки наоса и нартекса – крестовыми. С севера и юга к наосу пристроены узкие нефы, открывающиеся в западную и центральную части наоса двойными арками. В северном нефе размещён парекклисион великомученика Димитрия, в южном – святителя Николая. Обширный нартекс соединяется с наосом через портал центрального нефа. Его конструкция уникальна и для византийской, и для сербской архитектуры. Он имеет близкий к квадрату план, крестовые своды опираются на четыре тонкие мраморные колонны. В северо-восточной части устроен парекклисион великомученика Георгия.

 



 
PR-CY.ru