ДЖУРИЧ Воислав

ДЖУРИЧ Воислав (1925–1996 гг.) – сербский историк византийского искусства. После Второй мировой войны, участвуя в которой боролся против нацистов в рядах сербских партизан, Воислав Джурич окончил философский факультет Белградского университета (1949 г.). Его соученики по семинару профессора Светозара Радойчича (Гордана Бабич, В. Корач, А. Стоякович, М. Шакота) впоследствии составили плеяду сербских византинистов. Воислав Джурич работал в музеях и в сфере охраны памятников, с 1954 г. – в Белградском университете, позднее также в Сербской Академии Наук и искусства (с 1976 г. – член-корреспондент, с 1978 г. – действительный член). Вёл научно-организационную работу, в том числе в Международном комитете византинистов, в комиссии по изучению памятников монастыря Хиландар; в 1974–1996 гг. был редактором журнала «Зограф». Первые публикации Воислава Джурича были посвящены искусству Адриатического приморья (как средневековым, так и современным живописцам), в том числе Дубровнику. Позднее он сосредоточился на изучении искусства православного Средневековья, преимущественно в Сербии, Македонии, Далмации, на Афоне, включая стенописи, иконы, книжную иллюстрацию, а также архитектуру. Его работы имеют широкий хронологический диапазон – от памятников XI в. (росписи Охрида, Водочи, Велюсы, Мир Ликийских и др.) до православной культуры поствизантийского периода (XVI–XVIII вв.). Византинистика Югославии второй трети ХХ в. складывалась на основе местной традиции, под влиянием австрийского искусствоведения (Венский университет) и в большей мере – школы российского византиноведения через посредство оказавшихся в Белграде российских эмигрантов (особенно Николая Львовича Окунева, Георгия Александровича Остроградского). Воислав Джурич прошёл стажировку в Париже в семинаре Андре Грабара и придавал большое значение общению с Виктором Никитичем Лазаревым. Развивая традицию европейской византинистики в соответствии с уровнем научной методики второй половины – последней трети ХХ в., Воислав Джурич трактовал византийское искусство по-новому, как целостное культурное явление, со своими принципами иконографии и стиля, адекватное по ёмкости таким явлениям, как романское или готическое искусство. Уделял пристальное внимание культуре отдельных регионов православного мира, с учётом местных вкусов и традиций, требований заказчиков, своеобразия социальной среды. Поэтому византийское искусство и, в частности, искусство Балканского полуострова отображено в работах Воислава Джурича во всём многообразии.

 
PR-CY.ru