ДЕРЖАВИН Гавриил Романович - Страница 4

Среди других библейских переложений – «Соломон и Суламита» из Песни Песней (1808 г.), «Целение Саула» из первой книги Царств (1811 г.; подражание английскому поэту Джону Брауну), «Вторая песнь Моисеева» из книги Второзаконие (1810 гг.). Большая часть духовных од Г.Р. Державина являются оригинальными, хотя они и пронизаны библейскими реминисценциями. Во многих, особенно в ранних одах прослеживается полемика со скептической философией Просвещения, в частности, с философскими одами прусского короля Фридриха II, которые Г.Р. Державин перевёл в прозе в 1774 г. и включил в свой первый поэтический сборник «Оды, переведённые и сочинённые при горе Читалагае» (1777 г.). Так, в оде «Успокоенное неверие» (1779 г.) мрачные рассуждения о ничтожестве человеческой жизни опровергнуты апелляцией к вере: «Придите, обымите Веру: / Она одна спокоит вас…» В оде «На смерть князя Мещерского» (1779, 1783 гг.) дан образ смерти, которою «звёзды сокрушатся» и «солнцы потушатся», но завершается она сентенцией в духе христианского приятия жизни: «И с чистою твоей душою / Благословляй судеб удар». Главным своим творением поэт считал оду «Бог», задуманную на пасхальной заутрене в 1780 г. и завершённую в 1784 г. (этим произведением Г.Р. Державин начинал собрания своих сочинений). В торжественном гимне величию Божию от строфы к строфе изложены доказательства Его бытия (космологическое, телеологическое, онтологическое, психологическое: «Я есмь – конечно, есть и Ты!»). Но все попытки определить бытие Божие относительно тварного мира и его атрибутов (пространства, времени, движения, причинности и др.) оказываются безуспешны (все миры «перед Тобой – как нощь пред днём»). В центре оды – мысль о том, что бесконечный, предвечный, непостижимый Бог «изобразил» Себя в ничтожном (меньше «точки») человеке, поставленном «в средине естества», который, одновременно являясь и тварью, и образом своего Создателя, тоже оказывается непостижимым: «Я телом в прахе истлеваю, / Умом громам повелеваю, / Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог!» В конечном счёте, достоинство и жизнь человека основываются только на бытии его Создателя и вере в Него: «Ты есть – и я уж не ничто». Эта мысль была дорога Г.Р. Державину, и она по-разному звучит во многих одах. На бытии Божьем основано наше бессмертие: «Да на краю воскликну бездны: / Жив Бог – жива душа моя!» («Бессмертие души». 1796 г.); возможность торжества над земной судьбой: «Рок низлагать – молитвой и Богом» («Снигирь». 1800 г.); совесть, правдолюбие и любовь к ближним: «Он совесть – внутрь, Он правда – вне», «Да токмо за Тобой стремлюся /… / Любя Тебя, да всех люблю» («Истина». 1810 г.); послушание властям: «Твоей лишь воле в угожденье / В лице царя Твой образ чтил» («Молитва» («О Боже, душ Творец бессмертных…»). 1796 г.).

 



 
PR-CY.ru