ДЕМЕСТВЕННИК - Страница 7

В последование служб суточного круга введено небольшое количество триодных песнопений. Так, на вечерне после седмичных прокимнов даны прокимны Светлой седмицы, после их окончания выписан великопостный прокимен «Не отврати лица Твоего». На утрене после полиелея следует Пс 136, который поётся по полиелее в недели, предшествующие Великому посту. В описываемых случаях введение триодных песнопений вполне оправданно, т.к. они заменяют соответствующие им по функции песнопения служб суточного круга. Этого исследователи не могут сказать о небольшой подборке песнопений пасхальной заутрени, которые включаются в последование песнопений великой вечерни и нарушают его. В составе поздних Демественников исследователи выделяют два больших раздела, в первом – небольшие подборки неизменяемых песнопений великой вечерни, утрени и Божественной литургии, во втором – последование изменяемых песнопений: циклы воскресных блаженн, прокимнов; циклы песнопений на Господские и Богородичные праздники и памяти святых (задостойники, блаженны, прокимны, стихиры по 50-м псалме); здесь же можно встретить отдельные песнопения молебных чинов. За исключением стихир по 50-м псалме, поющихся на утрене, все остальные песнопения второго раздела относятся к чину литургии, который, таким образом, представлен в Демественнике наиболее полно. За ним по количеству распетых текстов следует чин утрени. На последнем месте находится служба великой вечерни, представленная тремя-четырьмя песнопениями. Неравномерность использования демественного распева в названных чинопоследованиях объясняется, как полагают исследователи, неосмогласной природой мелодического содержания песнопений. В вечерне и утрене большое значение имеют гласовые песнопения, которые не могли быть распеты демеством. Из этих служб в состав Демественника вошло ограниченное число неизменяемых внегласовых песнопений; последние, как правило, представляют собой наиболее важные тексты. Преимущественное распевание демеством текстов литургии связано со значением этой службы как основополагающей, а также с тем, что количество гласовых песнопений в ней минимально. Таким образом, Демественник представляет собой подборку, в основном, неизменяемых песнопений; последние обычно являются внегласовыми и характеризуются более сложной (по сравнению с гласовыми песнопениями) стилистикой, преобладающим свойством которой является развитая внутрислоговая распевность, что позволяет определить демество как пение мелизматическое. В Демественнике изредка встречается обозначение гласов: в циклах блаженн и прокимнов воскресной литургии, к стихире «Воскресение Твое, Христе Спасе», к антифону «От юности моея». Проанализировав мелодику названных песнопений, музыковед Борис Александрович Шиндин пришёл к выводу, что «в композиции песнопений, обозначенных разными гласами, использованы одни и те же попевки. Следовательно, они лишены гласовой характерности. Это позволяет говорить об отсутствии в демественном распеве принципа осмогласия». Подбор песнопений, включённых в состав Демественника, свидетельствует о предпочтительном распевании демеством наиболее важных и торжественных моментов богослужения, а также наиболее значимых текстов праздничных служб.



 
PR-CY.ru