Словарь по христианству Д ДЕМЕСТВЕННИК

ДЕМЕСТВЕННИК

ДЕМЕСТВЕННИК – певческая книга, предназначенная исключительно для записи песнопений демественного пения, фиксированных демественной нотацией. В бытовании Демественников исследователями отчётливо прослеживается два этапа. Первый охватывает XVII в. и характеризуется незначительным количеством рукописных памятников, включающих образцы многоголосной традиции пения. Второй этап, начавшийся в конце XVIII в. и продолжающийся до настоящего времени, связан со старообрядческой культурой, где Демественник представлен сотнями прекрасно оформленных рукописей, содержание которых составляют монодийные песнопения демественного распева. Термин «Демественник» в качестве определения особого типа певческой книги впервые встречается в описи библиотеки царя Фёдор Алексеевича 1682 г. Основную часть этой библиотеки составили певческие книги корпорации государевых певчих дьяков, датируемые концом XVI – последней четвертью XVII в. В описи упомянуто пять Демественников, два написаны Богданом Ивановым Златоустовским, служившим в хоре в 1614–1645 гг., один – Михаилом Осиповым, время службы которого приходится на 1617–1653 гг. Анализ указаний описи позволяет исследователям говорить об использовании в демественном распеве различных форм записи. Так, Михаил Осипов написал «Демественник во все строки», что может означать только поголосное изложение партий демественного многоголосия, поскольку первые партитурные записи демественного трёхголосия и четырёхголосия стали появляться в рукописях в последней четверти XVII в., а Михаил Осипов умер в 1653 г. Указания «низом да демеством», «демеством да низом, да путём» свидетельствуют об использовании двухголосной и трёхголосной партитурной записи. Исходя из материалов описи, исследователи утверждают, что уже в первой половине XVII в. бытовала книга, тип которой был определён как Демественник, и которая не имела аналогов в других видах многоголосия – в знаменном и в строчном пении. В описи содержание Демественников не раскрывается, исследователи его восстанавливают по сохранившимся двум рукописям, в названиях которых имеется термин «Демественник». Первая рукопись содержит многолетие патриарху Ермогену, что в совокупности с водяными знаками позволяет исследователям датировать её 1606–1612 гг. Рукопись имеет заголовок: «Книга, глаголемая демественник, творение преп(одобного) от(ца) Романа, певца кондакареви». В приведённом заголовке традиция демественного пения впервые связывается с именем Романа Сладкопевца и с жанром кондака, который составляет значительную часть содержания древнерусских Кондакарей. Исследователи полагают, что создатель рукописи хотел отразить в заголовке известные ему параллели между кондакарным пением и демественным. Эти параллели исследователи усматривают как в мелизматической природе демества, в наличии словообрывов, аненаек, хабув (редких в знаменном распеве, но постоянно встречающихся в кондакарных записях), так и в структурной общности указанных книг, начальные части которых отведены записям кондаков, после них следуют песнопения других типов (взаимосвязь кондакарного пения с демественным пока совершенно не изучена). Вторая рукопись датируется 1645–1652 гг. на основании многолетий царю Алексею Михайловичу и патриарху Иосифу, её самоназвание – «Книга демественник, сиречь четверогласного пения».

 



 
PR-CY.ru