ДЕМЕСТВЕННИК - Страница 2

От третьей четверти XVII в. дошли имена двух демественников, которые с 1657 по 1672 гг. могли петь в одном хоре. Павел Михайлов Остафьев, как полагают исследователи, был известным, опытным певцом, т.к. в 1657 г. был зачислен демественником в первую станицу, в которой служил до 1682 г., когда был пожалован в думные дьяки. С 1672 г. Остафьев совмещал должность демественника с должностью уставщика, т.е. являлся руководителем хора государевых певчих дьяков, что свидетельствует о глубоких знаниях, яркости таланта этого мастера и о его авторитете. Принимая во внимание длительный процесс обучения и становления профессионализма, исследователи предполагают, что ко времени достижения первой станицы возраст певца превышал сорок лет. Следовательно, к 1682 г. Остафьеву было уже около 70 лет. Преклонный возраст не мешал певцу исполнять ритмически наиболее сложную, подвижную и широкую по диапазону партию демества. Это – одна из специфических черт, присущая певцам русского Средневековья: несмотря на большую певческую нагрузку, они не теряли голосов до глубокой старости. Одновременно с Остафьевым в 1657 г. демественником стал Никита Ларионов Казанец (Казанцев), который занимал эту должность в штате второй станицы в течение 15 лет, до смерти в 1672 г. В 1654–1655 гг. Казанец числился в «Росписи маленьких певчих дьяков». Это свидетельствует о юношеском возрасте певца, который, по всей видимости, обладал большим талантом и мастерством, что позволило ему миновать длинный путь перехода из станицы в станицу, столь типичный для биографий государевых певчих дьяков, и ещё молодым человеком войти в состав одной из ведущих станиц хора. После смерти Ларионова остались книги «демественные, трёхстрочные, знаменные и греческие», что характеризует высокий уровень знаний певца. Творческий путь Евдокима Евстратова Костромитина также приходится на годы, когда хором руководил Остафьев. Впервые он упомянут как «новый» певец в 1659 г. и только в 1671 г. был зачислен путником в штат третьей станицы, через год назначен демественником той же станицы. Последний раз его имя отмечено в расходных книгах 1680 г. Перемена специализации этого певца в хоре государевых певчих дьяков (крайне редкое явление в то время) свидетельствует о его творческом росте. Наиболее позднее упоминание должности демественников относится к 1688–1689 гг. В это время демественником второй станицы назван Родион Григорьев. Впервые его имя появилось в документах 1672 г., когда «ему и его товарищам из новгородских певчих велено было доставить пятую и шестую станицы». Это назначение Григорьева на должность демественника указывает на то, что русское безлинейное многоголосие сохранялось в репертуаре певцов, несмотря на проникновение с Запада новой гомофонно-гармонической стилистики, и занимало весьма значительное место в церковно-певческой культуре конца XVII в.



 
PR-CY.ru