ДЕМЕСТВЕННАЯ НОТАЦИЯ - Страница 2

В демественных азбуках наименования знаков отсутствуют. Данное явление становится понятным исследователям при сопоставлении алфавитов путевой нотации и демественной нотации. Для анализа и систематизации путевого алфавита был использован метод исследователя древнерусского певческого искусства Максима Викторовича Бражникова (1902–1973 гг.), разработанный им по отношению к знаменному алфавиту и основанный на графической близости начертаний знамен: все знаки разделяются на одиночные (их начертания и наименования встречаются по одному разу) и те, которые помимо основного начертания имеют вариантные начертания; знаки второго типа объединяются в семейства и группы. В путевом алфавите исследователи также выделяют одиночные знамена, их количество признаётся незначительным (соколец, слогия, челюстка, крыж), и знамена, входящие в состав семейств и групп. Путевой алфавит базируется на 20 знаменах, являющихся основными в семействе или группе. Все остальные знаки нотации представляют собой их графические модификации, образованные в результате взаимодействия основных графических форм с дополнительными знаками, которые в отличие от основных знамен не имеют собственного певческого значения. К таковым в путевой нотации относятся сорочья ножка, омет, рог, подчашие, крыж (последний может быть использован и в качестве самостоятельного знака в конце песнопения). Аналогичное явление наблюдается и в демественной нотации, принцип построения которой был определён музыковедом Борисом Александровичем Шиндиным как «образование обширного количества начертаний из ограниченного круга основных графических элементов». В качестве основных в демественной нотации используются знаки: параклит, статия, палка, стопица, запятая, крюк, стрела, сложитие, голубчик, мечик, врахия, ключ, скамеица, осока. За исключением рога, все дополнительные знаки путевой нотации являются таковыми же в демественной нотации. Выявляются аналогии и в частоте употребления дополнительных знаков: в демественной нотации, как и в путевой, наиболее часто применяется крыж, менее распространены сорочья ножка, омет и подчашие. Поскольку в рассматриваемых нотациях совпадают как основные, так и дополнительные знаки, то общими для них являются и производные знаки, возникающие в результате взаимодействия основных и дополнительных. Всё это позволяет исследователям говорить о чрезвычайной близости графических средств пути и демества. По их мнению, сопоставление путевого алфавита со столповым показывает, что совпадающие по графике знаки в указанных нотациях имеют одинаковые наименования. Поэтому аналогичные по графике знаки путевой и демественной нотаций также должны иметь одинаковые наименования, чем и объясняется отсутствие названий знаков в азбуках демественной нотации. Отсутствие же самих азбук в XVII в., как полагают исследователи, обусловлено тем, что совпадающие по графике знаки (а таких в путевых и демественных азбуках большинство) имеют одинаковые разводы, в силу чего не требовалась их специальная систематизация.

 



 
PR-CY.ru