ДЕМЕСТВЕННАЯ НОТАЦИЯ

ДЕМЕСТВЕННАЯ НОТАЦИЯ – система записи демественного и строчного пения, выработанная в середине XVI в. государевыми певчими дьяками на основе фонда знаков казанской нотации. Наиболее ранние образцы демественной нотации зафиксированы в поголосных записях многолетий, выявленных специалистом в области церковной истории Николаем Дмитриевичем Успенским в составе путевой рукописи Российской национальной библиотеки, датируемой 1560–1570 гг. Анализ поголосных записей многолетий и одноголосных записей путевых песнопений в этой рукописи выявляет много совпадающих по графике начертаний, что позволяет исследователям предположить использование в них одной и той же знаковой системы. Изучение певческих азбук путевого и демественного знамени, в которых изложен основной фонд певческих знаков соответствующих нотаций, обнаруживает, что наиболее ранними являются азбуки путевого знамени, время бытования которых приходится на период с 1603 г. до 1690 гг. Азбуки демественной нотации появились в конце XVIII в. и используются в старообрядческой среде в сотнях экземпляров до настоящего времени. По мнению исследователей, при сопоставлении истории путевого и демественного распевов с историей их азбук обнаруживается, что появление азбук предваряется бытованием рукописей, в которых используются эти нотации. Период, предшествующий появлению азбук путевой нотации, занимает четверть века, а азбуки демественной нотации отделены от наиболее ранних рукописей этой нотации почти двумя столетиями. Исследователи считают, что объяснить отсутствие демественных азбук в XVII в. их утратой невозможно – от этого времени сохранились десятки тысяч певческих рукописей. Древнерусская теория музыки имела практическую направленность, отсутствие демественных азбук в указанное время исследователи объясняют только тем, что начертания, названия и разводы демественных знаков были хорошо известны. Все демественные азбуки представляют собой один тип руководства, в котором помещены начертания и разводы демественных знаков. По форме изложения это руководство аналогично Граням путевой нотации, за исключением того, что демественные знаки, а также их разводы столповым дробным знаменем снабжены степенными и указательными пометами, что значительно облегчает исследователям их понимание и изучение. Отсутствие в демественных азбуках Согласников и Фитников исследователи объясняют тем, что систематизируемые в них структурные единицы (попевки и фиты) в ткани демественных песнопений не используются, т.к. демество не подчинено системе осмогласия, и в нём нет гласовых песнопений, основанных на указанных структурных единицах. По мнению исследователей, гласовые обозначения, изредка встречающиеся в демественных песнопениях, являются лишь данью традиции, предписывающей распевать тот или иной текст в определённом гласе; запись таких песнопений во всём сходна с записью внегласовых песнопений демества.

 



 
PR-CY.ru