Словарь по христианству Д ДЕЛИЧ Франц

ДЕЛИЧ Франц

ДЕЛИЧ Франц (1813–1890 гг.) – немецкий протестантский библеист и богослов. В 1831–1835 гг. изучал богословие и семитскую филологию в Лейпцигском университете. В 1831–1832 гг. вступил в контакт с пиетистскими кругами, связанными с М. Штефаном, впоследствии оказавшими решающее влияние на становление его богословских взглядов. Сдав кандидатский экзамен и защитив докторскую диссертацию по философии, Франц Делич сосредоточился на издании благочестивой назидательной литературы, отразившей его интерес к христианской мистике (например, к Якобу Бёме). Однако основные научные исследования этого периода посвятил иудаизму и рассматривал их в качестве подготовки к миссионерской деятельности среди иудеев. В 1842 г. Франц Делич защитил докторскую диссертацию о пророке Аввакуме. С 1844 г. – экстраординарный профессор в Лейпцигском университете, в 1846 г. – ординарный профессор экзегезы Ветхого и Нового Заветов в Ростокском университете. С 1850 г., приняв приглашение занять место профессора в Эрлангене, Франц Делич работал над серией комментариев на книги Ветхого Завета, в которых стремился сочетать результаты критической библеистики того времени с основными герменевтическими положениями богословия И. фон Хофмана и движения «Великое пробуждение». Особое признание и авторитет получили комментарии Франца Делича на книгу Бытие, Псалмы и Книгу пророка Исаии. Он является также автором комментариев на Книги пророка Аввакума и Песнь Песней. Франц Делич обладал обширными знаниями в области семитской филологии. В первых изданиях комментариев на книги Ветхого Завета он противопоставлял свой подход к тексту историко-критическому направлению исследований Ветхого Завета, но впоследствии согласился с отдельными выводами литературной критики, при этом не отказываясь от основных положений своей герменевтики. Так, в первом издании Франц Делич подчёркивает, что в литературном отношении книга Бытие была целостным произведением, но со временем признал верность некоторых новых гипотез о происхождении этой книги и наличие двух исторических повествований: «элогистического основного текста», создание которого Франц Делич относит приблизительно ко времени пророка Моисея, и «иеговистского дополнительного текста», возникшего, по его мнению, в эпоху царя Иосии, т.е. принимает основные принципы гипотезы дополнений. Ранняя датировка книги Бытие, с которой сначала он соглашался, впоследствии также была им отклонена. Необходимой предпосылкой правильного понимания Священного Писания Франц Делич считал веру исследователя в Иисуса Христа, о Котором проповедует церковь. Однако историко-критическая экзегеза «связана догматическими предпосылками с утверждением о том, что не существует сверхъестественного Откровения Бога», для верующего же «возможность чудес и пророчества достоверна... благодаря чуду нового рождения и действия Святого Духа в нём самом». Франц Делич был убеждён в «общем фундаментальном согласии» библейских писаний: оно следует из установленной Богом и постепенно развивавшейся Священной истории, которая делится на ветхозаветную историю приуготовления и засвидетельствованную в Новом Завете историю исполнения. Поэтому правильная экзегеза может и должна пользоваться типологическим толкованием, при котором раскрывается мессианское содержание ветхозаветных текстов.

 



 
PR-CY.ru