Словарь по христианству Д ДЕГТЯРЁВ Степан Аникиевич

ДЕГТЯРЁВ Степан Аникиевич

ДЕГТЯРЁВ Степан Аникиевич (1766–1813 гг.) – русский композитор и дирижёр хоровой капеллы, музыкальный руководитель крепостного театра графов Шереметевых, пианист. Наиболее значительное сочинение С.А. Дегтярёва – оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811 г. на текст Н.Д. Гончарова) приближается по форме к опере. С.А. Дегтярёв написал также несколько духовных концертов. Родился в слободе Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии, крепостной графа Петра Борисовича Шереметева. Музыкальную службу начал певцом в театре графа с семи лет, затем учился в школе при его театре в подмосковном имении Кусково. Шереметевы дали ему отличное по тем временам музыкальное и общее образование. Его музыкальная подготовка включала изучение теоретических дисциплин, обучение сольному пению у Бабарини, игру на скрипке, фортепиано, гуслях. С 1780 в театре Шереметевых начал работать виолончелист, композитор, дирижёр и педагог Иоганн Фациус, под руководством которого С.А. Дегтярёв продолжил музыкальное образование. Затем учился у знаменитого итальянского маэстро Джузеппе Сарти, посещал занятия по русской словесности и итальянскому языку в Московском университете, ездил со своим учителем в Италию. К 1786 г. – один из самых образованных музыкантов своего времени и ведущий оперный певец. В совершенстве владел итальянским, немецким, французским языками, играл на гуслях, скрипке, фортепиано, выступал как солист, ансамблист, руководитель инструментальных и певческих капелл, редактировал музыкальные опусы других авторов, создавал собственные. Любимое детище С.А. Дегтярёва – певческая капелла (по численности около сорока человек), выступавшая в лучших залах Петербурга и Москвы. Также выступал на сцене крепостного театра не только как певец (тенор), но и как драматический актёр. Завершив карьеру оперного певца, стал во главе театра графа Шереметьева. Как руководитель музыкальных служб принимал деятельное участие в концертах рогового и симфонического оркестров. В его обязанности входило также обучение пению крепостных актёров и актрис, организация в Москве по желанию графа публичных выступлений, редактирование иностранных опер с целью приспособления их для нужд крепостного театра, репетиции с оркестром, дирижирование и режиссура спектаклей. «Апробировал голоса» поступавших из южных вотчин Шереметьева мальчиков и девочек, а иногда сам ездил в Борисовку для отбора певчих.

 



 
PR-CY.ru