ДАНИЛОВ Николай Сергеевич - Страница 2

Пение хора вызывало настоящее живое религиозное чувство у верующих. В выборе репертуара Н.С. Данилов следовал исполнительской традиции Синодального хора с поправкой на время и собственные пристрастия. Основу репертуара составляли сочинения композиторов нового направления – А.Д. Кастальского, Сергея Васильевича Рахманинова, Павла Григорьевича Чеснокова, В.С. Калинникова, Александра Тихоновича Гречанинова, Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, А.В. Никольского, Н.Н. Толстякова, Константина Николаевича Шведова, представленные в большом количестве, особенно сочинения А.Д. Кастальского и П.Г. Чеснокова; исполнялись также отдельные сочинения деятелей Синодального училища и хора – Н.И. Соколова, Степана Васильевича Смоленского, Василия Фёдоровича Комарова, Александра Гавриловича Полуэктова, священника Димитрия Васильевича Аллеманова, Н.М. Данилина, Н.С. Голованова; были в репертуаре и классические образцы русской духовной музыки, принадлежавшие Максиму Созонтовичу Березовскому, Степану Аникиевичу Дегтярёву, Дмитрию Степановичу Бортнянскому, протоиерею Петру Турчанинову, Михаилу Ивановичу Глинке, Алексею Фёдоровичу Львову, протоиерею Михаилу Виноградову, Григорию Фёдоровичу Львовскому, Петру Ильичу Чайковскому, Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову, Николаю Николаевичу Черепнину, а также песнопения Ф.Ф. Макарова, А. Велиумова, архимандрита Феофана (Александрова), Гавриила Якимовича Ломакина, В.Е. Крупицкого, Ивана Степановича Дворецкого, Михаила Порфирьевича Строкина, Фёдора Алексеевича Иванова, священника Василия Зиновьева, Ф.В. Мясникова. Нравились ему также сочинения Артемия Лукьяновича Веделя и Александра Андреевича Архангельского. Немалое место в клиросной практике хора занимало обиходное пение; исполнение обиходных напевов отличалось чётким ритмом, превосходной дикцией и лёгким звучанием. Размолвка с очередным настоятелем побудила Н.С. Данилова в 1966 г. уйти из церкви Всех святых, тем не менее, он нашёл в себе силы вернуться на клирос и последние пять лет регентствовал в той же церкви в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще, что и в конце 1930 гг. В период антирелигиозной пропаганды и преследований он находил моральную поддержку в общении с близкими ему по духу музыкантами (священником Георгием Извековым, А.В. Никольским, П.Г. Чесноковым, Н.М. Данилиным, Н.С. Головановым) и оставался верен церкви. Неоднократно Н.С. Данилов обращался к сочинению духовной музыки: написал недостающие песнопения к Литургиям П.И. Чайковского («Блаженны») и С.В. Рахманинова («Хвали, душе моя, Господа»), «Вечную память» на мотив «Лакримозы» В.А. Моцарта. На клиросах до сих пор поют его антифоны восьми гласов напева московского Успенского собора (написаны в 1944 г.). В 1930 гг. Н.С. Данилов участвовал в работе Ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников, руководимого Семёном Осиповичем Дунаевским, и занимался с самодеятельным хором в городе Наро-Фоминске. С 1955 г. более десяти лет вёл регентский кружок при Московских духовной академии и семинарии.



 
PR-CY.ru