ДАЛМАТА МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Память о высоком ранге монастыря сохранилась до начала IX в.: хронист Феофан, говоря о кончине игумена Тимофея (542 г., его сменил затворник Антоний), также добавляет, что тот был «экзархом монастырей». В VII в. монастырь Далмата стал местом заточения важных политических фигур того времени и получил название «осуждение». Именно там пребывал в заключении император Леонтий, смещённый в 698 г. Тиверием III Апсимаром, а также императоры Юстиниан II Ринотмет (685–711 гг.) и Филиппик Вардан (711–713 гг.). В середине VIII в. монастырь был центром сопротивления иконоборческой политике императора Константина V Копронима (741–775 гг.). Его настоятель (или один из монахов), в единственном источнике («Житии Стефана Нового») названный просто «Феодор Далматский», был сослан императором на Сицилию, а после смерти преподобномученика Стефана возвращён в Константинополь, где предстал перед императорским судом по обвинению в поклонении мощам, однако благодаря чуду был спасён и оправдан. После этого император изгнал из монастыря Далмата всех монахов и устроил там казарму. Монастырь был возобновлён вскоре после седьмого Вселенского собора 787 г., его настоятелем назначен духовный наставник исповедник Иоанна, игумен Кафарского, в свите которого Иоанн присутствовал на Соборе и имя которого в источниках не сохранилось. Его преемником стал Иларион Далматский (770 или 775/776 – 845 гг.), исповедник, пострадавший во время второго периода иконоборчества. Сведения о нём содержатся в неизданном Житии, которое приписывается Савве Монаху. Иларион, в 20 лет покинувший родителей и удалившийся в монастырь, стал игуменом монастыря Далмата при императоре Никифоре I Генике (802–811 гг.), при Льве V Армянине (813–820 гг.) подвергся гонениям за иконопочитание. Период правления Михаила II Бальбы (820–829 гг.) он также провёл в заточении, при Феофиле (829–842 гг.) был отправлен в ссылку и вернулся в монастырь только после смерти Феофила благодаря личному вмешательству императрицы Феодоры. Об авторитете монастыря Далмата и его настоятеля исследователи судят по подчёркнуто уважительному обращению Феодора Студита к Илариону, которого он называет «архимандритом», «отцом» и «экзархом». В последующие века монастырь ещё два раза становился тюрьмой: в 913 г. после неудачного заговора Константина Дуки в монастырь Далмата был помещён патрикий Константин Элладик; в 1182 г. император Андроник I Комнин заточил в монастырь Далмата императрицу Марию, вдову Мануила Комнина. Исследователи полагают, что к этому моменту монастырь был превращён в женскую обитель (ср. предположение Раймона Жанена о том, что монастырь стал женским только во время патриаршества Георгия II Ксифилина, т.е. между 1191 и 1198 гг.).

 



 
PR-CY.ru