ДАЛМАТА МОНАСТЫРЬ

ДАЛМАТА МОНАСТЫРЬ – мужской, впоследствии женский монастырь в юго-западном районе Константинополя; основан в 381/382 г. учениками преподобного Исаакия. Назван по имени второго игумена – Далмата Константинопольского (406–438 гг.). В византийской традиции считается первым константинопольским монастырём. В современной научной литературе монастырь Далмата также рассматривается как самый древний в городе, несмотря на сообщения ранневизантийских церковных историков Созомена и Сократа Схоластика о монастырях, основанных арианами в более ранний период. Сведений о библиотеке и скриптории в монастыре Далмата нет (известна всего одна рукопись, происходящая из монастыря Далмата). Об основании обители сообщается в Житии Исаакия Далматского. Преподобный Исаакий удостоился от Бога видения, в котором ему было приказано идти в Константинополь, чтобы бороться с ересью императора Валента (364–378 гг.), приверженца арианства. В столице у святого появилось много учеников, и один из них, Сатурнин, построил для него в своём имении скромное жилище, а затем передал ему права на все прилегавшие земли. Таким образом возник монастырь Далмата. О том, что он располагался за стенами города, исследователи судят по эпизоду из Жития: если Исаакию случалось задерживаться в городе допоздна, когда ворота уже запирались, при его приближении они открывались сами собой и выпускали святого. Преемником Исаакия стал преподобный Далмат Константинопольский (не раньше 406 г), который помогал Исаакию при основании монастыря и позже провёл в монастыре Далмата 48 лет затворником. У Георгия Кодина Далмат ошибочно отождествлён с Флавием Юлием Далматом, племянником императора Константина I Великого (323–337 гг.). Преподобный Далмат решился покинуть обитель только в 431 г., чтобы бороться с ересью Нестория. Ещё до того, как Несторий стал открыто проповедовать своё учение, Далмат знал о его нечестии и отказался пустить его в свой монастырь. Далмат скончался в конце 430 гг. Его преемником стал преподобный Фавст Далматский, который активно участвовал в борьбе с ересью евтихианства. Монастырь находился в эпицентре всех религиозных конфликтов V в., настоятель монастыря Далмата негласно являлся духовным наставником всех монастырей столицы. Этот особенный статус (как полагают исследователи, никогда не утверждённый законодательно) многократно подтверждается соборными документами V и VI вв.: игумен Далмат назван «экзархом монастырей» в письме, написанном ему Александрийским архиепископом Кириллом, тем же титулом подписываются настоятели монастыря Далмата в VI в. – игумен Александр (518 г.) и игумен Мариан (536 г.). Именно в монастыре Далмата в 511 г. Константинопольский патриарх Македоний II (495/496 – 511 гг.) под давлением монахов публично подтвердил свою приверженность определениям, принятым на Халкидонском соборе.

 



 
PR-CY.ru