Словарь по христианству Д ДЖЕЙМС Уильям

ДЖЕЙМС Уильям

ДЖЕЙМС Уильям (1842–1910 гг.) – американский философ и психолог. Родился в семье ирландских пресвитериан. В 1861–1869 гг. изучал медицину и другие дисциплины в Гарварде, Дрездене, Берлине (под руководством Германа Людвига Фердинанда фон Гельмгольца и Рудольфа Людвига Карла Вирхова). В 1865–1866 гг. участвовал в зоологической экспедиции в Бразилию (в бассейн Амазонки). В 1872–1907 гг. преподавал в Гарварде, в 1875 г. основал первую в США психологическую лабораторию, в 1889 г. стал первым в Гарварде профессором психологии. Уильям Джеймс считал современную психологию суммой разрозненных эмпирических наблюдений, не поддающихся критической проверке, писал о том, что «эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности», но нет «в этих работах никаких логических обобщений». Он стремился превратить психологию в подлинную науку, исходя из предположения, что «единообразие в соотношениях психических и мозговых процессов составляет закон природы». Так, психический стимул, побуждающий давать обет нищеты, Уильям Джеймс видел в том, что «жизнь, построенная на “иметь”, менее свободна, чем жизнь, в основе которой “делать” или “быть”». Это – одно из его высказываний, предвосхитившее концепцию Эриха Фромма. В работе «Многообразие религиозного опыта» (1902 г.) Уильям Джеймс проанализировал свидетельства религиозных переживаний деятелей прошлого (Августина Блаженного, Джорджа Фокса, Джонатана Эдвардса) и современников (Льва Николаевича Толстого, Марии Константиновны Башкирцевой, генерала Михаила Дмитриевича Скобелева и др.). Религию он определял как переживания, связанные с ощущением причастности к высшей правде. Отрицая активную роль человека в достижении этих переживаний, заявлял, что «у христианских подвижников преодоление плоти является результатом высшего рода переживаний, в которых отсутствует волевое напряжение». Основой глубокой личной религиозности (независимо от того, о какой религии идёт речь) считал «чувство удовлетворения, которое человеческая душа находит в абсолютном подчинении себя высшей силе». Уильям Джеймс полагал, что не существует «религиозного чувства» как отдельной элементарной эмоции, присутствующей в каждом религиозном переживании; есть «совокупность обыкновенных эмоций», на которые религиозные объекты налагают свой характерный отпечаток. Его уверенность в существовании «религиозных объектов» (Уильям Джеймс считал, что не дело психологии уточнять, каких именно) базировалась на наличии у людей «неудержимой потребности молиться», даже «наперекор науке». Он утверждал, что так будет, «пока не изменится их (людей) психическая природа, чего мы не имеем никаких оснований ожидать». Уильям Джеймс был уверен, что мистики отличаются в этом отношении от обычных людей только тем, что их психика устроена иначе и тоньше, отрицал какую-либо связь между религией и половым инстинктом. В религиозном обращении он видел «нормальное психическое явление, совпадающее с переходом юноши от тесного детского мира к широкой умственной и духовной жизни среднего возраста».

 



 
PR-CY.ru