«ДАВИД САСУНСКИЙ»

«ДАВИД САСУНСКИЙ», «Сасунские богатыри» – армянский народный эпос, посвящённый борьбе с арабами, в VII–VIII вв. захватившими Армению. Возник в IX–XIII вв. в Сасуне (область Западной Армении). В эпосе армяне-сасунцы сталкиваются с арабами-египтянами (мсрци), предводитель которых – Мсра Мелик, властитель Мсыра (Египта). Эпос состоит из четырёх частей («ветвей»). Первая часть является как бы прологом на библейский сюжет о двух братьях: сыновья ассирийского царя убили отца и скрылись в Армении. Вторая–четвёртая части представляют собой историю одного поколения сасунских богатырей, а весь эпос в целом – историю Сасунского дома, от возникновения до упадка. Родоначальники сасунцев, братья Санасар и Багдасар, создают город (государство) Сасун. Сын Санасара, Мгер Старший, благоустраивает Сасун. Его сын Давид, главный герой эпоса, освобождает свою землю от арабов и убивает Мсра Мелика – безобразного великана. Сын Давида, Мгер Младший, терпит поражение за поражением, хотя по силе превосходит своих предков. Он проклят отцом за то, что, не узнав его, сразился с ним. Земля ослабела и не держит его, и поэтому по совету умерших родителей он закрылся в Агравакаре (Вороновой скале) и должен выйти оттуда, когда пшеничное зерно станет размером с плод шиповника, а ячменное зерно – размером с грецкий орех (символ всеобщего благополучия и справедливости). В основном, следы древних мифических сюжетов сохранились именно в этой «ветви» эпоса, что придаёт ей мрачный, архаический оттенок. В последовательности поколений и их деяний можно проследить путь развития всей Армении: возникновение, укрепление, расцвет и падение государства. Таким образом, исторический опыт армянского народа предстаёт в эпически преображённом виде. В языческие времена в Армении были созданы обширные циклы эпических песен, отражавшие жизнь и сражения богов и героев, рождение армянского народа. «Давид Сасунский» формируется в совершенно иную эпоху, когда возникла армянская письменность, и была создана богатая литература, повлиявшая на повествование. К этому времени армяне уже давно были христианами (с начала IV в.), и в эпосе присутствует представление о христианской морали, хотя служители церкви часто являются объектом шуток и иронии.

 



 
PR-CY.ru