ДОГМАТИК - Страница 2

Этот догматик вытесняется только стихирой на «И ныне» двунадесятого или особого праздника, если он попал на субботу, а также стихирой попразднств Рождества Христова, Богоявления и Вознесения Господня, но не других праздников. Наконец, догматики (но уже не текущего гласа, а по гласу славника) поются на «И ныне» на «Господи, воззвах» и при совершении вечерни на памяти святых славословных, полиелейных и бденных (т.е. с красными знаками) вне периодов пред- и попразднств. Напевы догматиков сохранились в нотированных Октоихах с XV в., в последней трети которого была зафиксирована относительно устойчивая традиция невменной записи песнопений столпового знаменного распева на восемь гласов. Все последующие варианты догматиков знаменного распева сохраняли связь с этой основной традицией вплоть до варианта, используемого в современной практике старообрядцев (с небольшими эволюционными изменениями в нотации). В современной старообрядческой богослужебной практике догматики всегда исполняются «в розвод», т.е. столповым знаменным распевом. С XVII в. распространяются догматики большого распева, имеющего мелизматическую стилистику. Как было установлено, догматики распевались также по модели евангельских стихир большого распева. Догматики киевского распева, как полагают исследователи, стали распространяться с конца XVI – начала XVII вв., хотя название «киевское» для догматиков не использовалось. Наименование «киевское» для одного из догматиков (седьмого гласа) отметила Д. Петрович (вероятно, термин был дан для того, чтобы отличить общеупотребительный киевский от нового местного варианта). В синодальном Обиходе всенощного бдения зафиксированы догматики киевского распева, которые, как полагают исследователи, являются его центральнорусской редакцией. Догматики в этом виде представляют собой гласовые напевы силлабической структуры. В многоголосной традиции с конца XVII в. появляются догматики в гармонизации греческого распева. Известен сложный по многоголосной фактуре напев догматиков Киево-Печерской лавры, по мелодике восходящий к знаменному распеву. В настоящее время в певческой практике центральных епархий Русской православной церкви распространён вариант гармонизации сокращённого киевского распева, повторяющий гласовый напев стихир. На протяжении XIX–XX вв. создавались гармонизации различных распевов, преимущественно знаменного: Н.И. Кампанейского, А.Д. Кастальского, А.В. Никольского, с надписанием: «догматики-запричастны», «большого знаменного распева» (в современном понимании традиционного знаменного распева): духовно-музыкальные сочинения К.Н. Шведова, Димитрия Аллеманова, П.Г. Чеснокова, протиерея Петра Турчанинова, А.В. Никольского, Н.Н. Черепнина, А.С. Фатеева, Б.М. Ледковского и других авторов. В греческих певческих рукописях догматики встречаются, по крайней мере, с XIII в. В серии MMB опубликованы нотолинейные расшифровки догматиков, записанных в средневизантийской нотации, представляющие напевы в невматическом стиле. Среди догматиков есть как известные по ныне принятому уставу тексты догматиков, так и не вошедшие в современный Октоих. Существуют «авторские» редакции распевов догматиков: Мануила Хрисафа, митрополита Новых Патр Германа, Кириакоса Кулидаса Нафплиотиса, протопсалта Даниила, Кирилла Ивирита, Петра Пелопонесского, протопсалта Иакова. В современной греческой традиции догматик обычно поётся кратким стихирарическим распевом, хотя в Анастасиматарии зафиксирован и краткий ирмологический распев.



 
PR-CY.ru