ДИМИТРИЙ, Сперовский Николай Андреевич - Страница 3

По словам знавших Димитрия, он был «монах по жизни, простой, чисто русский человек, пламенный проповедник, но вспыльчивый и непримиримый к нарушителям церковного устава и благолепия. Он был бескорыстен и нечеловекоугодлив, для него все были равны. Прямой и откровенный до жёсткости – он правду высказывал без обиняков и в глаза каждому, не взирая на его общественное положение». Димитрий активно боролся с распущенностью части духовенства и злоупотреблениями на местах. Пользовался авторитетом простых верующих, но, будучи убеждённым монархистом, раздражал либеральные круги рязанской общественности, а также некоторых представителей местного духовенства, недовольных требовательным и строгим архиереем. На Рязанской кафедре продолжал активно заниматься общественно-политической деятельностью, в 1912 г. возглавил губернский отдел Союза русских людей. Поддерживал правых кандидатов во время избирательной кампании в четвёртую Государственную думу. В ноябре 1915 г. принимал участие в совещании монархистов в Петрограде, выступал в прениях по вопросу о борьбе с Прогрессивным блоком в Государственной думе. Был избран членом совета совещания и совета монархических съездов. В завершение совещания отслужил благодарственный молебен и произнёс заключительную речь об обязанности духовенства воздействовать на воззрения паствы. После Февральской революции 1917 г. не стал давать оценку политическим событиям в стране. Избранное на съезде рязанского епархиального духовенства бюро исполнительного комитета потребовало удаления Димитрия из епархии. Против него выступила и новая гражданская власть – бюро временного комитета общественных организаций, угрожавшее архиерею арестом. В ночь на 16 марта он выехал из Рязани в Петроград, где 20 марта на встрече с обер-прокурором Святейшего Синода Владимиром Николаевичем Львовым подал прошение об увольнении на покой. Чтобы оттянуть разрешение конфликта, Синод предоставил Димитрию двухмесячный отпуск. 22 марта Рязанский епархиальный съезд духовенства и мирян направил в Синод прошение об удалении Димитрия с кафедры. В мае он приехал в село Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губернии к священнику Димитрию Успенскому и несколько дней просидел, не выходя из комнаты, переживая случившееся. После вторичного ходатайства указом Синода от 14–17 июня Димитрий был уволен на покой с местопребыванием в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божьей Матери мужском монастыре. Указом от 7–10 ноября 1917 г. получил назначение управляющим на правах настоятеля старорусского на Острову в честь Преображения Господня мужского монастыря. Деятельно помогал митрополиту Арсению (Стадницкому) в управлении Новгородской епархией в Старорусском и Демянском уездах, однако официально назначен викарием не был. Нередко встречающееся в литературе именование Димитрия «епископом Старорусским» признано канонически неверным. Титул «Новгородский и Старорусский» продолжал носить правящий архиерей митрополит Арсений. Стремясь сплотить народ на защиту церкви от надвигавшихся гонений, Димитрий почти ежедневно служил и проповедовал в храмах Старой Руссы.

 



 
PR-CY.ru