ДАНИЕЛУ Жан - Страница 8

Жан Даниелу предлагает критерий для религиоведения: всё, что есть хорошего в религиях, есть результат естественного откровения в устройстве мира и человеческом сознании; отклонения происходят из-за искажённости человеческой природы грехом. Будда, Зороастр, Конфуций являются предшественниками Христа, но перестают ими быть, если не уступают Ему место. Христианство принципиально отличается от них тем, что не является плодом развития какого-либо религиозного гения. Сам Бог вмешивается в ход истории и даёт откровение, которое не тождественно религии. Между христианством и другими религиями Жан Даниелу усматривал двойную связь: историческую, или хронологическую (христианство завершает все предыдущие религиозные традиции во времени); драматическую (христианство деструктивно по отношению к другим религиям, если они претендуют на высшую религиозную истину). Он полагал, что «христианство есть вечная молодость мира». Христианское понимание истории эсхатологично, поскольку, во-первых, история не есть вечный прогресс, она имеет конец, представляет собой, космическую седмицу, дополненную восьмым днём, который есть будущее время; во-вторых, христианство и есть тот самый конец, нет ничего помимо и после христианства, ибо, в-третьих, конец истории уже наступил в воплощении и вознесении Христа. Христианство не стареет, поскольку хронологически находится на краю развития истории. Таким образом, все религии предваряют христианство, будучи старыми по определению (историческая связь), и то, что есть хорошего в них, исполняется в христианстве (драматическая связь). Жан Даниелу полагал, что только сближение этих подходов может дать христианам наиболее полное и общее решение проблемы евангелизации различных культур. Он полагал, что история и драма всякой нехристианской религии должны исполниться, и в каждой христианской душе, поскольку «все христиане суть обращённые язычники», – то, что верно в отношении народов и религиозных традиций, верно и для человеческой души. Феномен современного атеизма Жан Даниелу объяснял тем, что человек неистребимую идею Бога обращает на нечто иное. Таким образом, современный атеизм есть не что иное, как новое язычество индустриальной цивилизации. Современный человек не перестал быть религиозным, влечение к Богу Жан Даниелу находит даже в молодёжных движениях 1960 гг., однако откровение Бога в окружающем мире сместилось на те области мироздания, которые исследует современная наука. Он считал, что церковь должна отозваться на современное индустриальное язычество, она должна его воспринять, очистить и преобразить. Все аспекты культурного существования человечества ориентированы на Бога. Элементы реальной связи человека и Бога присутствуют и вне христианства, что не противоречит уникальности христианства, поскольку Бог вошёл в мир в его полноте. Тот, кто обратился, не должен порывать со своей культурой, но должен говорить на её языке и христианизировать её так, как это делали древние христиане.



 
PR-CY.ru