ДАНИЕЛУ Жан - Страница 7

Жан Даниелу отмечал у Тертуллиана свойственный самым видным представителям латинского богословия акцент на плоти и страданиях Христа и пессимистическую концепцию падшести человеческого состояния в отличие от оптимистического эсхатологизма греческих отцов. На основании достигнутого опыта обобщения мистической и философской традиций древнехристианского богословия он сформулировал варианты решения проблемы соотношения христианства с другими религиями, а также с современными формами секулярности. Существует две крайности в отношении христиан к другим религиям – пренебрежение любыми религиями, кроме своей, или восприятие разнообразных религий как различных, но равноправных путей к Богу, что предполагает девальвацию христианства. Религиозность – конституирующий фактор человеческого существования, поэтому история великих цивилизаций неотделима от истории религий. Обращение к Богу в религиозном поклонении определяет высший смысл человеческого существования. Общий смысл религии Жан Даниелу, в духе Мирче Элиаде, определяет как восприятие священного во всех его разнообразных проявлениях. Он полагал, что присутствие божественного человек обнаруживает в самом себе, в императивах совести, в озарениях разума, в призвании любви. Статус нехристианских религий рассматривал в перспективе библейского откровения, поскольку, с одной стороны, Бог проявляет Себя для всякого человека через творения, а с другой – в сердце человека написан «нравственный закон», благодаря которому можно осознать существование Бога. Жан Даниелу классифицирует различные типы откровения: помимо естественной религии, происходящей из естественного откровения (ср.: Рим. 1:20), и высшего, сверхъестественного откровения он вводит термин «космическая религия» как более полная и подлинная, чем естественная, поскольку космос включает не только естественные источники откровения, но и фактор религиозного опыта. Этот термин перекликается с его исходной мыслью о мире как Храме Божьем и повсеместном присутствии Бога. Космическая религия предшествует завету с Авраамом; она соответствует отношению к истине небиблейских религий. Церковь почитает святыми Авеля, Еноха, Ноя, Иова, Мелхиседека, Лота, которые, не будучи ни иудеями, ни христианами, были святыми «космического завета», поскольку они знали Бога. Более того, «космическое откровение» соответствует общему для всех миру, являясь базовым религиозным фоном для живых существ, поскольку связано с мировыми циклами и порядком. В этом осознании нуждается современный мир, который вследствие технического прогресса утратил чувство священного. Однако космическая религия может деградировать, например, в магизме, идолопоклонстве и проч. Разнообразие мировых религий является прямым следствием разнообразия творения и богатства внутреннего мира человека; религия – это выражение «религиозного гения расы»; религии составляют часть богатства творения. Недостаточность языческих религий объясняется их ограниченностью лишь естественным откровением, почему они часто оказываются враждебными по отношению к христианству.

 



 
PR-CY.ru