ДОГМАТ, догма - Страница 10

Первым Ватиканским собором (1870 г.) был принят догмат о папской непогрешимости; буллой «Ineffabilis Deus» (1854 г.) папы Пия IX (по так называемому праву непогрешимого учительства) утверждён догмат о непорочном зачатии Девы Марии; догмат о взятии Девы Марии в Небесную Славу с душой и телом утвердила апостольская конституция «Munificentissimus Deus» папы Пия XII (1950 г.). Догмат о непорочном зачатии противоречит учению о всеобщей греховности человеческого рода, а догмат о непогрешимости папы основан на утверждении папы как наместника Христа на земле – православная экклезиология не принимает самого понятия наместничества Христа. Тем не менее, католическое понимание догмата оказало влияние на некоторых православных богословов. По мысли епископа Сильвестра (Малеванского), «сделаться догматом» и «получить догматическое значение» истина веры может только на Вселенском соборе, так что без этого «церковного акта» члены церкви не могут иметь «неоспоримых для всех истин» веры. Подобные высказывания ставят под сомнение как полноту веры, изначально содержащейся в церкви, так и проявление её догматического сознания помимо Вселенских соборов. Таких Соборов со времени основания церкви не было около трёх столетий, однако это не означает, что церковь – «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15) – в этот период не имела «неоспоримых для всех истин» веры. Кроме того, поскольку Вселенскими соборами было принято лишь незначительное количество догматических оросов (определений), большая часть христианского вероучения так и осталась без соборных определений. Однако это ни в коей мере не снижает эту часть догматического достоинства и не делает её «пререкаемой». По мнению богословов, ошибкой авторов подобных высказываний является их убеждение в том, что догмат рождается в соборной формулировке, т.е. одновременно с её принятием на Вселенском соборе. В этот момент, как они считают, та или иная истина веры, «извлекаемая» из Откровения, «возводится» «на степень несомненной, непререкаемой истины». Так что, согласно этой точки зрения, догматов, не порождённых соборным актом, не существует. На самом же деле догматические соборные определения в содержание веры не привносят ничего нового. Отвергая ереси, они лишь защищают православное учение. Участники Вселенских соборов не разрабатывали новых догматов, а утверждали старые, давая им те или иные определения в зависимости от характера ересей и других сопутствующих обстоятельств (например, особенностей направлений различных богословских школ и богословской терминологии тех времён).

 



 
PR-CY.ru