ДОГМАТ, догма - Страница 9

Когда церковь Христова боролась за чистоту веры, в первую очередь, в период Вселенских соборов, она отстаивала не столько специальные термины, богословские понятия и догматические формулировки, сколько возможность жизни в Боге, поскольку искажение христианского вероучения неизбежно приводит к искажению духовной жизни, а нередко и к духовной смерти. По объяснению Владимира Николаевича Лосского (1903–1958 гг.), «вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на неё с чисто духовной точки зрения, прежде всего, неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечить христианам возможность достижения полноты… соединения с Богом». Опровергая гностиков, церковь отстаивает «саму идею обожения»; выступая против ариан, она защищает Божественную природу Второй Ипостаси, ибо «если воплотившееся Слово… – не Истинный Бог, то наше обожение невозможно»; в борьбе с несторианством она сокрушает «средостение, которым в Самом Христе хотели отделить человека от Бога», а через опровержение аполлинарианства и монофизитства свидетельствует о полноте человеческой природы, воспринятой Богом Словом ради её исцеления. Церковь «борется с монофелитами, ибо вне соединения двух воль во Христе – Божественной и человеческой – невозможно человеку достигнуть обожения». Богословам кажутся совершенно неприемлемыми представления, согласно которым многие из споров о христианском вероучении «были спорами о букве, не имеющими никакого реального религиозного значения». Подобные представления можно встретить не только у нерелигиозных людей, но даже и у христиански мыслящих писателей. Так, Семён Людвигович Франк (1877–1950 гг.) утверждал, что «в истории христианской мысли и жизни бесконечно злоупотребляли… понятиями истинной веры и ереси; людей истязали и убивали, человеческую жизнь калечили, проливали реки крови из-за признания или отрицания буквы догматов, подлинный смысл которых часто оставался непонятным обеим борющимся сторонам». С точки зрения богословской науки, такое описание догматических споров не может быть признано объективным даже с учётом того, что «о христологических формулах… яростно спорили… в четвёртом веке базарные торговки Константинополя». С точки зрения православия, описанная догматическая традиция периода Вселенских соборов со временем была нарушена в Западной церкви, отделившейся от Восточной. Католическая церковь стала признавать не только возможность, но и необходимость появления новых догматов.

 



 
PR-CY.ru