ДОГМАТ, догма - Страница 5

Как ни в какой другой религии, ни в какой философии и ни в какой науке, учение в христианстве не является ни самоцелью, ни даже главной целью. Сколько бы человек ни изучал его, он будет знать о Боге, по-видимому, всё равно меньше, чем знают о Нём духи злобы, которые тоже веруют (Иак. 2:19), однако ни их вера, ни их знание не приносят им никакой пользы. Христианское учение – лишь средство к неизмеримо более высокой цели – обожению человека. При этом и само учение не есть плод рациональной мысли. Догматические истины, замечает протоиерей Георгий Флоровский (1893–1979 гг.), «суть истины опыта, истины жизни, и раскрываться они могут и должны не через логический синтез или анализ, но только через духовную жизнь, через наличность засвидетельствованного вероучительными определениями опыта». В основе догматических истин и определений должно лежать не только Божественное Откровение, но и опыт духовной жизни, через призму которого Бог для христианина становится не Богом философов и учёных, а Богом, живущим в его сердце, т.е. Живой Истиной, каковой и является Иисус Христос. Иными словами, в основе догматических истин «должен лежать не вывод, а видение, созерцание», которое достижимо «только через молитвенный подвиг, через духовное становление верующей личности, через живое причастие вневременному опыту Церкви». Таким образом, догматические тексты не являются результатом дискурсивного мышления о Божественной реальности, хотя и основанного на Священном Откровении. Они рождаются из опыта богопознания и появляются в виде вероучительных определений как результат этого опыта. Эти определения лишь помогают сформулировать то, что достигнуто в результате духовного опыта. Отсюда следует, что для постижения Божественной реальности прямой необходимости в существовании догматов как вероопределений не существует. Человек, живущий полнотой церковной жизни, тем самым приобщается и к полноте догматического сознания церкви и по существу не нуждается в дополнительных догматических формулировках того, чем он живёт. Дух Божий действительно учит такого человека «всему» (Ин. 14:26), а сам человек, став жилищем Святого Духа, приобретает благодатную способность постигать «всё» (1 Ин. 2:20). Такой человек не нуждается не только в догматических текстах, но, как это ни парадоксально, даже и в тексте Священного Писания. Иоанн Златоуст по этому поводу говорил: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся теперь хотя бы вторым путём. А то, что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом».

 



 
PR-CY.ru