ДОГМАТ, догма - Страница 4

Познание «отчасти» обусловлено тем, что Божественное Откровение адресовано человеку, живущему, по апостолу, «теперь», т.е. в веке нынешнем, а не «тогда», в веке грядущем, и «могущему вместить» (Мф. 19:12) лишь то, что способна воспринять его падшая природа. Вместе с тем для этой природы в церкви открывается возможность получить «помазание» от Святого Духа, Который, согласно словам Иисуса Христа, «научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин. 14:26); а говорил Христос Своим ученикам «всё, что слышал от Отца» (Ин. 15:15). Таким образом, Христос действительно возвестил апостолам полноту истины, включающую и полноту веры. В свою очередь, «апостолы, – пишет Ириней Лионский (II в.), – как богач в сокровищницу, сполна положили в Церковь всё, что относится к истине…» «И потому как ни несоизмеримо и далеко нынешнее познание «отчасти» от обетованного познания «лицом к лицу», и ныне, как и всегда, полная и завершённая Истина раскрывается в церковном опыте, Истина единая и непреложная, ибо открывается Сам Христос». Согласно христианскому учению, именно Христос стучится в сердце каждого человека в надежде, что хозяин этого сердца откроет Ему, и Он будет жить в человеке как Абсолютная Полнота и Абсолютная Истина (Откр. 3:20; Ин. 14:6; ср.: Гал. 2:20). Естественно возникает вопрос: почему догматическое сознание церкви, содержащее полноту вероучительной истины, не нашло полного отражения в церковных вероучительных текстах, т.е. в догматических определениях? Ответ на этот вопрос богословы видят в одной из главных особенностей догматического учения церкви, которое не является, по выражению Павла Флоренского (1882–1937 гг.), «теоретической декларацией» христианской веры. Таковой его могут воспринимать только «рационалистические богословы», полагающие, что тот или иной догмат или догматический свод, каким является, например, Никео-Константинопольский Символ веры, есть всего-навсего «акт о вере», хотя и соборный. Таким же образом догматическое учение церкви обычно представляется теми, кто не знают ни подлинной природы догмата, ни подлинной природы христианства. Богословы говорят, что любой человек, не знакомый с христианством, не может даже представить себе того, что Абсолютная Истина, исповедуемая христианством, есть Истина Живая. Этой Истиной является Сам Основатель христианства Иисус Христос, сказавший о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Не мог этого представить себе и Пилат, обратившийся к Христу с вопросом: «Что есть истина?» (Ин. 18:38). Хотя этот вопрос соответствовал извечным вопрошаниям человечества об истине, однако в разговоре Пилата с Христом поставлен он был неверно. Самое сложное для понимания рационалистического сознания, что истина в христианстве – Сам Христос, а не сумма знаний, пусть и безошибочных. Соответственно этому процесс познания христианской истины, включая и полноту истины догматической, становится путём соединения с Христом, поскольку нет учения Христа, а есть учение церкви.

 



 
PR-CY.ru