ДОГМАТ, догма - Страница 2

Слово «догмат» апостол Павел употребляет для обозначения учения Иисуса Христа (Еф. 2:15). Климент Римский (ум. в 97, 99 или 101 г.) при описании законов природы, установленных Богом, использует причастие от глагола «постановлять, утверждать»: «Плодоносящая земля по Его (Божественной) воле в определённые времена производит изобильную пищу людям, зверям и всем находящимся на ней животным, не замедляя и не изменяя ничего из предписанного Им». Муж апостольский Игнатий Богоносец (I – начало II вв.) «догматами» называет учение Иисуса Христа и апостолов: «Итак, старайтесь утвердиться в учении Господа и апостолов». Апологет Иустин Философ (около 100 – 165 гг.) называет догматами некоторые положения истинной веры, которые высказывались языческими философами и поэтами и были, по его мнению, заимствованы ими у ветхозаветных пророков. Мученик Иустин использует также необычное словосочетание «безбожные догматы» (русский перевод: «безбожное учение»): «Многие... безрассудно увлечённые, как агнцы волком, становятся пищей безбожного учения». В «Речи против эллинов» писателя-апологета Татиана (112–185 гг.) «догматы» – мнения, порождённые языческими представлениями о богах (в этой связи он называет «догматами» и учение Платона). При обращении к «Откровению» Татиан использует слово «догмат» применительно к закону Моисея и к христианской доктрине. Описывая языческое учение о переселении душ (перевоплощении), апологет Феофил Антиохийский (ум. около 180 г.) называет его догматом. Слово «догмат» неоднократно встречается в сочинении Оригена «О началах», часто в выражении «спасительные догматы», и означает обычно христианское учение. Многие значения слова «догмат» отражены в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.). Этим термином он обозначает декреты сената, императорские эдикты, указы и распоряжения местных властей, церковное учение, постановления поместных Соборов, ереси Мани, выдававшего себя за Христа, и последователей Савеллия Птолемаидского. Эти и другие отцы церкви понятие о догмате выясняют с большой подробностью. У них догмат есть непререкаемая божественная (данная через божественное Откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются Божьими, Господними и противопоставляются личным мнениям; догмат есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т.е. истина теоретического или созерцательного учения, учения веры, чем он отличается от правил жизни или практической деятельности христианина; будучи божественного происхождения, догмат есть истина, определяемая и формулируемая церковью, поэтому догматы обычно называются догматами церкви или церковными догматами; догмат есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви.

 



 
PR-CY.ru