ДОГМАТ, догма

ДОГМАТ, догма (от греч. – «учение, постановление, решение, мнение») – основное положение (доктрина) христианского вероучения, внутреннее правило веры; такое положение веры, которое принято за истину. Догматы устанавливаются только высшим духовенством. Умышленное отклонение от догмата веры, включающее как абсолютное неприятие, так и несколько иное толкование, уже расценивается как ересь, что часто приводит к религиозным конфликтам. Значение этого слова, употребляемого не в одном только богословии, выясняется из того смысла, в каком оно употреблялось в античной литературе. В античной философии словом «догмат» обозначались общепринятые мнения (которые не всегда отражали истинное учение) или фундаментальные максимы. В «Государстве» древнегреческий философ Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) пользуется этим словом и для обозначения обнародованных постановлений, которым должны следовать военачальники и воины. У Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.) словом «dogma» обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, например, Ориген (около 185 – около 254 гг.) и Исидор (около 360 – около 440 гг.), называли Сократа (469–399 гг. до н.э.) законодателем аттических догматов, учения Платона и стоиков – догматами. Филон Александрийский (около 25 г. до н.э. – около 50 г. н.э.) с помощью «догматов премудрости» созерцал мир, по-видимому, усматривая в догматах описание природной закономерности, царящей в окружающем мире. У Иосифа Флавия (37/39 – 100 гг.) это слово выступает в значении «истинного учения» (буквально божественных предписаний): «Каждому иудею от самого рождения полагается почитать божественные предписания»; этим же словом он называет учение секты ессеев. У Ксенофонта (около 427 – около 355 гг. до н.э.) догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться. Этот смысл слово «догмат» сохранило и в греческом переводе Библии семидесяти толковников (Септуагинте), где в книгах пророка Даниила, Есфирь, Маккавейских словом «догма» называется царский указ, подлежащий немедленному исполнению, а также царский или государственный закон, безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете слово «догмат» используется для обозначения императорского указа о проведении переписи (в синодальном переводе «повеление» – Лк. 2:1), определений Иерусалимского собора (Деян. 16:4), «повелений кесаря» (Деян. 17:7). Однокоренным глаголом апостол Павел обозначает следование некоторых христиан ветхозаветным предписаниям: «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: “не прикасайся”, “не вкушай”, “не дотрагивайся”» (Кол. 2:20–21).

 



 
PR-CY.ru