ДУРА-ЕВРОПОС - Страница 8

Образы пророков по сторонам от ниши на западной стене, видимо, выполнены другим мастером и принадлежат к лучшим образцам живописи эллинизированного Ближнего Востока. Композиции батальных сцен, позы воинов повторяют схемы античной живописи и скульптуры. Представление души в виде фигурки с крыльями бабочки или фигуры с распущенными волосами, обнажёнными плечом и ногой, изображения урны, покрытой тканью, и велумов («Нахождение Моисея»), элементы пейзажа (заросли у берега в сцене «Нахождение Моисея», храмы с колонными портиками, со статуями на углах карниза и на вершинах фронтонов) заимствованы из античной живописи. Художники точно следовали библейским описаниям в изображении деталей костюма, религиозных атрибутов (облачение первосвященника Аарона, Ковчег Завета), плодов и растений. Другими источниками влияния были искусство Парфии, центры которого находились в Месопотамии (Ктесифон) и Иране, скульптура и живопись Пальмиры, с которой Дура-Европос имел тесные торговые, культурные и культовые связи, искусство Хатры и Ашшура парфянского периода. Эти влияния заметны в геральдической условности плоскостных композиций, в скованности движений, в декоративной орнаментальности рисунка, в ярком декоративном колорите, в изображении характерных причёсок и костюмов (расшитые парфянские кафтаны, шаровары, головные уборы, напоминающие фригийские шапки, – см. статую Санатрука, II в., Багдад, Иракский музей, а также парфянские кольчуги). Фигуры представлены фронтально, обведены контуром. Выразительные лица с большими глазами, показанные в фас (см. фигуру пророка со свитком), близки к портретам Пальмирского оазиса. «Домовая церковь» (с начала 1930 гг. была реконструирована в Йельском университете) располагалась в доме, видимо, принадлежавшем одному из богатых жителей города. Структура дома традиционно римская: помещения сгруппированы вокруг открытого колонного атриума, в центре которого находился овальный имплювий со ступенчатым спуском по периметру. Напротив входа располагался таблинум со столом в центре, где собиралась семья и совершались различные церемонии. Исследователи полагают, что христиане могли использовать бассейн как баптистерий, в таблинуме восседал епископ. Фрески были исполнены в 232/233 г. или между 232 и 256 гг. Помимо росписей катакомб, носящих погребальный характер, это – древнейший из известных живописных циклов христианского искусства, декорирующий помещение для богослужений и имеющий единую иконографическую программу.

 



 
PR-CY.ru