ДУРА-ЕВРОПОС - Страница 5

Немецкий истории искусства Курт Вайцман (1904–1993 гг.) считает её изображение аллюзией на пророчество: лоза даст плоды, когда придёт Мессия (Ис. 4:2). Исаия (4:2), Иеремия (23:5; 33:15) и Захария (3:8; 6:12) пророчествуют, что Мессия возрастёт из «древа Давидова», а Захария называет Его «ветвью». Возможно, тот же смысл имеет бесплодная лоза синагоги в Сардисе (IV в.), трансформировавшаяся в христианских памятниках в образ Древа Иессеева (гробница Юлиев, Ватиканские гроты, апсида баптистерия Сан-Джованни ин Латерано в Риме). Трон без спинки с круглой подставкой для ног и лежащим на нём предметом, похожим на шапку (К.Г. Крелинг интерпретировал как седалище для будущего Царя и истинного Судии). Многочисленные примеры изображения трона в античном искусстве: монеты Селевкидов Евкратида и Деметрия I Полиоркета с подобным задрапированным троном с пилеумами Диоскуров; монеты римских императоров Тита и Домициана с изображением диадемы или шлема на троне; рельеф, происходящий из Равенны, изображающий бесплодную лозу над троном с круглой подставкой для ног и знаками зодиака, символизирующими космос и власть над ним космократора (Лувр, Париж); описанный Диодором Сицилийским трон Александра Македонского с возложенными на него диадемой и скипетром – символами власти, которым должны были поклоняться военачальники, как если бы царь был жив; наконец, пустой трон как символ Этимасии в христианском искусстве – все они подтверждают мессианский характер этого изображения. Предмет справа от лозы исследователи интерпретируют как стол или алтарь для Торы (ср. слова Иеремии (31:31) о том, что грядущий Мессия просветит всех словами Торы, напишет их на сердцах верных) или как кратер (ср. кратер на столе в сцене Жертвоприношения Авеля, Мелхиседека и Авраама в церкви Сан-Витале в Равенне). Два зверя рядом с ним, напоминающие львов, согласно пророческим текстам, ассоциируются с Мессией («лев Иуды» – 3 Езд. 12:31). Трон и стол (престол, алтарь) вошли в иконографию христианского искусства (ср. мозаики в Баптистерии православных в Равенне, в базилике Рождества в Вифлееме). Спустя пять лет синагога была расписана заново, нетронутыми остались ниша Торы и арка над ней. 58 сцен из Ветхого Завета, написанных на красных или золотисто-жёлтых фонах с зелёными позёмами, обрамлённых орнаментами в греческом вкусе, были размещены на 28 панелях, расположенных в три яруса. Ярусы ограничивались сверху декоративным бордюром, снизу – росписью, имитирующей мрамор, с круглыми и прямоугольными вставками с изображениями животных. Над лозой был представлен сидящий на троне муж в персидских одеждах, ниже – два тогатуса, и ещё ниже, в кроне древа, – лев. Мужа исследователи трактуют как пророка Давида – прародителя Мессии, лев указывает на связь Давида и Мессии с коленом Иудиным.

 



 
PR-CY.ru